Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский Су-57 против американского F-22. Кому достанется победа?

© Фото : Rulexip / CC-BY-SA-3.0Малозаметный многоцелевой истребитель Т-50 (Су-57)
Малозаметный многоцелевой истребитель Т-50 (Су-57)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Могущественный американский F-22 «Раптор» остается лучшим истребителем для завоевания превосходства в воздухе. Но Россия разработала самолет, способный бросить вызов F-22. Им стал «Сухой» Су-57 ПАК ФА, который, в соответствии с существующими планами, должен быть принят в ограниченном виде на вооружение в 2019 году. Но является ли Су-57 реальным вызовом для F-22?

Истребитель F-22 «Раптор» фирмы «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) — это король неба. Он совмещает в себе малозаметность, великолепные кинематические показатели, а также значительный арсенал оснащенного сенсорами оружия. Прошло более десяти лет с того момента, как в декабре 2005 года «Раптор» был принят на вооружение, и F-22, несомненно, продолжает оставаться лучшим истребителем для завоевания превосходства в воздухе. Выйдя из постсоветского застоя, Россия разработала самолет, способный бросить вызов могущественному F-22, и таким истребителем стал «Сухой» Су-57 ПАК ФА, который, в соответствии с существующими планами, должен быть принят в ограниченном виде на вооружение в 2019 году. Но является ли Су-57 реальным вызовом для «Раптора»?


В настоящий момент ответ будет таким: нет, не является — первоначальные временные версии Су-57, предназначенные для опытной эксплуатации, снабжены модифицированными двигателями АЛ-41Ф1 от Су-35С, тяга которых составляет около 15 тысяч килограмм-силы. Этот мотор, имеющий значительно более высокую рабочую температуру, чем оригинальный двигатель АЛ-31, на основе которого он был разработан, оказался не таким надежным, как первоначально предполагалось.


Однако нынешние двигатели являются всего лишь временными, и модели второго этапа ПАК ФА, как ожидается, будут уже иметь новый двигатель. Он получил название «Изделие 30», а его использование запланировано на середину 2020-х годов. Тяга нового двигателя будет составлять примерно 19 тысяч килограмм-силы, и, с аэродинамической точки зрения, это выведет Су-57 в лидеры, особенно с учетом наличия всеракурсного управления вектором тяги.


Однако кинематические характеристики — это еще не все, даже если Су-57 с новым двигателем и будет немного превосходить «Раптор» после того, как получит свой новый двигатель. F-22 сохранит свое преимущество в области малозаметности над Су-57, который обладает лишь скромными показателями в области эффективного поверхностного рассеивания. Теоретически, F-22, оснащенный мощным радаром с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (V)1, будет способен первым увидеть Су-57 и сбить его ракетой AIM-120D AMRAAM или последующими модификациями этих ракет, и произойдет это еще до того, как российский летчик узнает, что он находится под обстрелом.


В данном случае речь идет о теории, которая пока еще не была испытана на практике. Россия обладает самыми современными возможностями в области электронной войны, а ее истребители оснащены постановщиками помех с цифровой радиочастотной памятью (DRFM), которые могут ослепить радиолокационную головку самонаведения. Истребители Су-57 обладают также некоторыми характеристиками сокращения эффективной поверхности рассеивания в переднем секторе, и, кроме того, Москва не считает малозаметность единственным инструментом, обеспечивающим выживание.


Русские предпочитают использовать такие испытанные и надежные технологии, как облучение — использование зазоров в диапазонах импульсно- доплеровской радиолокационной станции для того, чтобы, по сути, исчезнуть с радаров противника за счет поворота на 90 градусов по отношению к направлению действия вражеского радара.


Это, по сути, позволяет Су-57 отражаться как стационарный объект на вражеском радаре, и таким образом он становится невидимым (импульсно-доплеровский радар имеет большие проблемы с обнаружением объектов, движущихся в поперечном направлении). Речь идет просто о физике, и враг мало что может предпринять против этого, кроме как использовать дополнительные сенсоры — например систему инфракрасного поиска и сопровождения, — а также улучшить обработку сигналов.


Русские надеются на то, что комплект сенсоров Су-57 — он включает в себя радиолокационную станцию L-диапазона Н036Л-1-01 — сообщит его пилотам о месте нахождения такого вражеского истребителя стелс пятого поколения как «Раптор». Тактический истребитель с технологией стелс должен быть оптимизирован таким образом, чтобы остаться незаметным для более высоких частот C-диапазона, X-диапазона и Ku-диапазон, и это тоже вопрос физики. Такого рода самолеты будут отражаться на радарах, использующих более длинные волны L-диапазона, однако сигнал от них не будет достаточно точным для того, чтобы можно было нацелить по нему ракету.


Однако радар, работающий в диапазоне L-частот — он входит в набор радаров Н036 «Белка» — сокращает зону поиска, и поэтому Су-57 может сканировать меньший по размеру участок пространства с помощью апертуры X-частотных радаров Н036-1-01 и Н036Б-1-01 с активной фазированной антенной решеткой. Кроме того, этот радар усилен комплексом оптико-электронного наведения 101КС «Атолл», а также бортовым комплексом обороны Л402 «Гималаи», что поможет еще больше усилить сигнал на L-частотном радаре.


Идея состоит в том, что фокусированный поиск с помощью других сенсоров позволит качественной системе наведения обеспечивать обстрел таких истребителей пятого поколения как F-22. Если эта система сработает, что незаметность «Раптора» перестанет быть проблемой для русских. Это означает следующее: тот, кто сможет выжить в сражении на дальнем расстоянии, столкнется с противников уже в ближнем бою.


В середине 2020-х годов и Су-57, и F-22 будут оснащены нашлемной системой целеуказания и индикации (HMCS), а также высокоэффективными ракетами «воздух-воздух» с высоким углом отклонения от опорного направления (HOBS), что, в принципе, позволяет пилоту выпустить ракету в нужном направлении. В зоне прямой видимости победа будет на стороне того самолета, за штурвалом которого будет более подготовленный пилот, а, если честно, то многое будет зависеть от удачи.


Во время учений с участием истребителей, оснащенных ракетами AIM-9X и HMCS, вновь и вновь подтверждается одно правило — если оба истребителя оснащены ракетами с системой HOBS, то часто результатом их поединка является «взаимное уничтожение». Удача в данном случае может стать определяющим фактором.


В конечном итоге исход поединка «Раптора» с Су-57 остается неизвестным. И, вероятнее всего, он останется неизвестным в обозримом будущем.

Эта статья подготовлена сотрудниками редакции журнала National Interest.

Обсуждение
Комментариев: 50
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
anemowork
15 мая 2018, 12:07
У Дейва то зрада, то перемога, и так каждый день.
N9
N 99
15 мая 2018, 12:08
А ведь когда то пели: Мы летим, ковыляя во тьме. Рузвельт- последний президент США.
service_cbs
15 мая 2018, 12:21
Начал так победно, видимо в надежде, что тупой пиндосский читатель до конца не дочитает. А в конце спёкся. Типа: есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это неизвестно. (с) Ссыте, пиндосы наши пилоты - самые подготовленные. Вспомните заход в хвост вашим Рапторам нашими лётчиками в Сирии.
woaland
15 мая 2018, 12:52
Единственная надежда Раптора - его не заметят! Чего стоят все их технологии стелс сами американцы убедились, когда их старый самолет-разведчик Орион обнаружил в море маленький стелс-катер из композита. Обнаружит его и Су-57 и наземные ПВО еще задолго до достижения расстояния для надежного ракетного удара. После чего ракетная атака будет нейтрализована и Сушка выйдет на расстояние прямой видимости. И здесь у Раптора нет ни одного шанса. Су-57 может приземлиться прямо на плоскость Раптора, опорожниться на фонарь летчика и улететь. Всадив на посошок очередь из своей пушки в хвост Ф-22...
S
SUSUL
15 мая 2018, 13:19
woaland, Ну не надо так все утрировать, в конце концов Раптор то же отлично вертится, так что, все действительно будет зависеть от мастерства пилота
J5
Jackson 57
15 мая 2018, 13:47
SUSUL, Не совсем так. у Ф-22 поворот вектора тяги реализован только в вертикальной плоскости - из-за того, что на его движках стоят плоские сопла. Да, он может довольно энергично маневрировать в вертикальной плоскости. Точнее сказать, в плоскости, проходящей через продольную ось самолёта перпендикулярно крылу. И всё. То, что могут делать Су-35 и Су57, "Раптору" в принципе недоступно, так как при создании идеологии этого самолёта всё было брошено на невидимость, в том числе и его лётные качества. И, увы, это оказался не то, чтобы совсем тупик, но очень близко к этому. Лётные характеристики достаточно посредственные, боевые возможности - тоже. Некоторая, хотя и существенная, "невидимость" достигается только в случае наличия одного(!) работающего радара. Если же против него система радаров - в разных диапазонах и с разных направлений - объединённая в сеть, то этот "Раптор" будет виден так же, как и жирная навозная муха на побеленной стене. И проживёт он столько же, сколько эта муха у хорошей хозяйки под полотенцем...
S
SUSUL
16 мая 2018, 16:12
Jackson 57, Все верно, но, чтоб реализовать всю маневренность СУ-57 надо иметь стальные нервы, стальное тело=) Потому как инструмент ведения войны он шикарный, но пока что он не умеет летать сам по себе, а значит, при не умелом пилоте, все эти вектора и нагрузки будут просто не использованы
z
zif.samarkandskiy
15 мая 2018, 13:34
woaland, мы помним, что вы - писатель-фантаст.... не увлекайтесь...
Игорь Немов
15 мая 2018, 15:07
woaland, Ну зачем же подлетать-то, сейчас как раз в разработке ракета КС-172 с дальностью около 400 км.
xopku3ma
15 мая 2018, 15:22
SUSUL, "отлично вертится" называется манёвренность. Которую в свою очередь делят на вертикальную, характеризуется скороподъёмностью(1), и горизонтальную, характеризуется нагрузкой на крыло(2). Чем больше (1) и меньше (2), тем манёвренность лучше. Для Ф-22 (1)\(2)=250\370. У Су-57 (1)\(2)=384\325. Именно из-за плохой манёвренности Ф-35 обзывают пингвином (1)\(2)=240\560. По этому параметру его даже европейский Тайфун уделывает (1)\(2)=315\350.
Дмитрий Борисов
15 мая 2018, 13:09
"НационалИнтерест" перешел от аналитики реальности к сочинению версий будущих событий. Деградация налицо. В самолетах тенденция та же самая
z
zif.samarkandskiy
15 мая 2018, 13:32
смешного тут мало.....лётчиков у них дофига, как и самолётов... налёт в часах - маманегорюй... а наши сравнительно недавно вволю летать начали, да и числом немногия.... так что наши самолёты надо делать во много раз круче, не оставляя врагам ни одного шанса. на соревнования, "кто кого?", у нас населения маловато, а граница великовата.
J5
Jackson 57
15 мая 2018, 13:51
zif.samarkandskiy, Вот потому-то и делается С500 и всё такое прочее, чтоб те, кто считает себя круче варёных яиц, не лезли сюда и не плакались потом, а чего это у них яйца стали печёные... В частности, и поэтому практически всех пилотов-истребителей прогнали через Сирию.
z
zigzaq
15 мая 2018, 16:53
Jackson 57, и с кем там пилоты истребителей отточивали мастерство?
J5
Jackson 57
15 мая 2018, 17:31
zigzaq, Зигги, с кем оттОчивали, не знаю, вроде бы никому последнюю точку не поставили - с той стороны сами не лезли, во избежание. Так-то в воздушных боях там особо никто не преуспел, кроме, разве что, турок. А поработать в условиях радарного поля противника, поучиться применять новое высокоточное оружие - тоже кое-что.
z
zigzaq
15 мая 2018, 20:45
Jackson 57, орфографический словарь вам в помощники,хоть и нерусский я все же думаю ошибка у вас. А как Вагнеровцы оттОчивали мастерство случаем не знаете.Поделитесь будет интересно.
z
zigzaq
15 мая 2018, 20:52
Jackson 57, насчет биатлона в Ираке сейчас вспомнил что иракские пилоты были заточены на бег в Иране./все МИГ 29 удрали к исконы враг Иран/ хотя могли оттачивать мастерство на поле боя.
J5
Jackson 57
15 мая 2018, 21:26
zigzaq, 1) По поводу грамматики: включаете проверочное слово: "оттАчивать" - именно то, что вы и сделали постом ниже:)) 2) Про иракских пилотов я уже всё сказал - там всё то же, что и про танкистов и разных прочих генералов. Арабы, однако, со всеми их тараканами и исконной продажностью. 3) Вы что, действительно знаете чего-то особенного про "вагнеровцев"? Нечто такое, что выходило бы за рамки обычного амерского побреханства? Ну так и поделились бы с "градом и миром", а то мы тут ходим в непонятках - кто-то явно брешет, не будем указывать пальцами, кто - все и так знают, причём по-крупному. И про ракеты, и про разную отраву в совсем разных концах света. Причем мне было особенно смешно, потому как я немного в курсе всей этой боевой химии - приходилось учиться.
jadefalcon
15 мая 2018, 14:50
"так что наши самолёты надо делать во много раз круче" zif.samarkandskiy, лучшее - враг хорошего.
z
zif.samarkandskiy
15 мая 2018, 14:54
jadefalcon, от хорошего не отказываемся, улучшая!
jadefalcon
15 мая 2018, 15:04
zif.samarkandskiy, на обоих тем более денег не хватит.
jadefalcon
15 мая 2018, 15:41
zif.samarkandskiy, мало кто это понимает, но, модернизируясь, ВКС РФ сокращаются.
Ольхон
15 мая 2018, 13:57
А в авиадартсе и танковом биатлоне пиндосы боятся участвовать... ))) Страшно ведь,а то вдруг мифы об их технике будут развенчаны ))
z
zigzaq
15 мая 2018, 16:58
Ольхон, в реальном биатлоне на песках Ирака кажеться вопрос был закрыт.
J5
Jackson 57
15 мая 2018, 17:26
zigzaq, Ещё бы, иракский "танковый биатлон" выиграл "ишак с мешком золота" - всё строго по-американски.
jadefalcon
15 мая 2018, 14:41
Раптор быстро засохнет и отвалится. Почему? У него никакой модернизационный потенциал. Машина сильнозаточенная и переусложнённая. Другое дело Су-57, создаваемый как платформа.
Игорь Немов
15 мая 2018, 15:01
Если мне не изменяет память, то у нас нашлемная система целеуказания была еще на самых первых Су-27, а вот на американских Ф-15 чего-то я такого не припомню.
jadefalcon
15 мая 2018, 15:25
Игорь Немов, F-15? Да все уже забыли о F-15. Новые хотят. Вот так теперь у F-35 ИЛС вообще отсутствует. Всё проецируется на шлем стоимостью как феррари.
Игорь Немов
15 мая 2018, 16:21
jadefalcon, Я сравнил с 15 так как эти машины примерно одного времени)
fika 1966
15 мая 2018, 15:33
какое то время назад, этот деятель писал что F-22 непревзойденый самолет, и у него нет ни одного конкурента!!! теперь выходит что как минимум СУ-57 не хуже)) а еще этот эксперт умалчивает о двух не маловажных факторах : 1) F-22 не реально дорог , 2) что его частое обслуживание ... просто делает этот самолет "золотым" !!!
2m
15 мая 2018, 18:29
fika 1966, 3) снят с производства
z
zigzaq
15 мая 2018, 20:56
fika 1966, вы оказываеться патриот Америки.Еще дороже труд американских рабочих и это знаете ,ну стыдно никакой патриотизм.
z
zigzaq
15 мая 2018, 20:56
fika 1966, вы оказываеться патриот Америки.Еще дороже труд американских рабочих и это знаете ,ну стыдно никакой патриотизм.
z
zigzaq
15 мая 2018, 20:57
fika 1966, вы оказываеться патриот Америки.Еще дороже труд американских рабочих и это знаете ,ну стыдно никакой патриотизм.
z
zigzaq
15 мая 2018, 20:57
fika 1966, вы оказываеться патриот Америки.Еще дороже труд американских рабочих и это знаете ,ну стыдно никакой патриотизм.
ellin
15 мая 2018, 15:34
вес миф ф 22 что его не увидит не один радар не когда.но если он виден на радаре то ф22 не дотягивает и до самолетов 4 покаления как ф15 и ф16.как первое боевое применение леопарда 2 показало его никчемность так и первое боевое приминение ф22 покажет каков этот самолет на самом деле.
selfwater
15 мая 2018, 17:35
ellinellin, Пендосы не говорят, что ф-22 невидимый. Они говорят, что его можно увидеть гораздо позже других самолетов...
m1300816
15 мая 2018, 15:34
Су-57 уж точно не мишень, а крепкий орешек.
Р
Ржевский
15 мая 2018, 16:00
Летающий гроб Ф-22 может только одно - загореться и взорваться упав носом в землю. В реальном бою против любого современного самолета и против современной ПВО он не жилец.
d
dremora
15 мая 2018, 16:04
Ни кто не победит, так и спишут оба самолета с вооружения, а заменит их 6-е поколение и снова статьи, и так далее.
Р
Ржевский
15 мая 2018, 16:07
Теоретически, F-22, оснащенный мощным радаром с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (V)1, будет способен первым увидеть Су-57 и сбить его ракетой AIM-120D AMRAAM ====== Смешной незнаха, как только Ф-22 включит активный радиолокатор, так в тоже мгновение в него полетят ракеты с любого расстояний и у Ф-22 нет шансов от них уйти. Поэтому, тактика современного боя это как можно позже включать локатор, когда гарантированно обнаружишь и собьешь, и дальность пуска ракет и способность уйти от вражеских ракет становится на первое место. Поэтому, вся эта малая заметность существует только на бумаге для нанесения неожиданного удара по мирному противнику который не готов, а против готового вооруженного противника она туфта, в воздушном бою бесполезна.
Р
Ржевский
15 мая 2018, 16:08
Имеется в виду как можно позже включать радиолокатор, а если можно то им не пользоваться, поэтому у нас и мощнейшая система оптико и инфрокрасного обнаружения.
J5
Jackson 57
15 мая 2018, 17:36
Ржевский, Для ведения современного воздушного боя с современным противником, в первую очередь, необходима радарно-компьютерная сеть. В этих условиях собственно аэропланы становятся всего лишь летающей платформой для пуска ракет. А с этой точки зрения Сушки много лучше, аэропланистее, что ли:))
Donpedro
15 мая 2018, 16:19
Побеждают лётчики. А, лучше красвоенлётов мир ещё не знал. Я могу перечислять пару часов фамилии наших великих асов...а из ваших один токмо, и то сбитый...
selfwater
15 мая 2018, 17:36
Donpedro, В наше время рулит ПВО.
Donpedro
15 мая 2018, 17:39
selfwater, от ПВОшника респект...
ra
res ad triarios rediit
15 мая 2018, 17:46
"В конечном итоге исход поединка «Раптора» с Су-57 остается неизвестным" А разве исход учебных поединков между Раптором и тем же Су-30 - это что тайна? Давно уже всё известно.
GreyCat
15 мая 2018, 20:02
Он совмещает в себе малозаметность, великолепные кинематические показатели, а также значительный арсенал оснащенного сенсорами оружия. -------- Кинитические показатели у него как раз не самые лучшие, если не сказать, что посредственные. Хотя с чем сравнивать конечно. Если с F-35, то да, потому что хуже просто не бывает. Если с российскими СУ даже поколения 4++, то явно уступает.
kolik_1987
16 мая 2018, 11:34
победа будет на стороне того самолета, за штурвалом которого будет более подготовленный пилот пожалуй единственная здравая мысль
Кит
16 мая 2018, 14:27
Так была по моему уже эта статья или не???
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем