Курт Волкер (Kurt Volker) был назначен на свой пост менее года назад. Прошло чуть более четырех лет после того, как Россия аннексировала украинский полуостров Крым и вторглась со своими спецвойсками в восточные регионы — Донецкую и Луганскую области, и Волкер пытается распутать конфликт, который унес уже более 10 тысяч человеческих жизней и сделал миллионы людей беженцами.
Этому он посвящает лишь часть своего времени. Основная работа Курта Волкера, который ранее был послом США в НАТО, — это руководство аналитическим центром «Институт Маккейна» в Вашингтоне.
Но, наверное, не так уж много тут может сделать даже представитель единственной в мире сверхдержавы. Власть над войной и миром на Украине сосредоточена в другом месте — в Москве.
«Дело — за Владимиром Путиным, если он в этом заинтересован. Я думаю, что восстановить мир возможно. У нас есть Минское соглашение, в котором определены все необходимые шаги, чтобы урегулировать этот конфликт. Чего не хватает, так это политической воли», — говорит Курт Волкер в интервью «Дагенс Нюхетер» во время визита в Стокгольм.
По словам Курта Волкера, Украина во многом выполнила свою часть обязательств по Минским соглашениям, например, приняла законы о расширении полномочий органов местного самоуправления в Донецкой и Луганской областях. А вот с российской стороны не прекратили огонь, не отвели тяжелые вооружения и не вернули российско-украинскую границу под украинский контроль.
«Россия проводит в Донбассе военную операцию. Как военные, так и гражданские власти там полностью подчиняются приказам русских. Но мы предложили путь решения, согласно которому в районе будут размещены миротворческие силы ООН. Эти силы должны заменить российские войска, обеспечить в районе безопасность и взять под свой контроль границу. Это создало бы предпосылки для реализации Минских соглашений».
«Дагенс Нюхетер»: Какие у Москвы цели на Украине?
Курт Волкер: Для Москвы решающее значение имеет сохранение контроля над территориями, которые стали чем-то вроде заложников, позволяющих давить на Киев. Так что она на самом деле не хочет разрешать эту ситуацию — если бы хотела, все было бы просто. Русским не нужны войска ООН у границы, ведь они через нее перемещают войска и оружие и не хотят, чтобы это видели посторонние.
— Какова тогда ваша задача, если русские не особо заинтересованы решать этот конфликт?
— Создать условия, которые заставят их захотеть прекратить это все. Сначала нужно, чтобы они поняли, что если они хотят, чтобы Украина стала дружелюбнее к русским, то оккупация ее территорий как раз этому препятствует. На самом деле эта ситуация сделала Украину более национально сознательной, сплоченной и ориентированной на Запад, чем когда-либо раньше.
— С чего бы русские стали отступать? Они, очевидно, готовы выдерживать мощные санкции.
— Это правда, и в том, что касается Крыма, мы не видим никакой возможности позитивного развития, даже если мы никогда и не признаем аннексию. Но с Донбассом все по-другому. Москва не признала сепаратистские республики, как она сделала с Абхазией и Южной Осетией (в Грузии). Она не включила их в состав своей территории, не вливает туда средства и не пытается что-то там построить.
Он посещал Восточную Украину на прошлой неделе и передает содержание беседы, которая у него состоялась с четырьмя русскоязычными женщинами около демаркационной линии.
— Все четыре хотели, чтобы эта территория вернулась на Украину и вновь наступил мир. Неправда, что все дело — в этническом конфликте между украинцами и русскими. Наоборот, можно констатировать, что сейчас множество русских воюют против России в составе украинской армии. Я утверждаю, что единственное место, где русскоговорящее население в опасности — это те районы, где есть российские войска.
Курт Волкер не думает, что Россию можно вынудить уйти.
— Мы должны иметь терпение в надежде создать ситуацию, которая побудит их принять иное решение. И тогда мы должны быть готовы пойти дальше, задействовав миротворческие силы ООН, проведя местные выборы и заставив Украину выполнить такие ее обязательства, как объявление амнистии и присвоение особого статуса Донбассу.
Минское соглашение
Минское соглашение было заключено в феврале 2015 года лидерами Украины, России, Франции и Германии и подразумевает ряд мер, которые должны остановить идущую в Донбассе (территории, состоящей из Донецкой и Луганской областей) войну. Соглашение, называемое Минск-II, заключили после того, как более ранний Минский протокол от сентября 2014 года провалился в январе 2015 года в связи с атакой поддерживаемых Россией сепаратистских сил.
Соглашение постановило, например, следующее:
Немедленное прекратить огонь.
Отвести тяжелые вооружения и артиллерию на расстояние 50 километров от линии фронта.
Поручить контролировать перемирие европейской организации по безопасности ОБСЕ.
Ввести новый закон об особом статусе для Донецка и Луганска.
Амнистировать всех участников вооруженных столкновений.
Освободить пленных и заложников.
Вернуть контроль над государственной границей правительству Украины.
Отвести иностранные войска.