Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Посетитель Третьяковской галереи серьезно повредил картину «Иван Грозный и его сын Иван»

Картина Ильи Репина была повреждена в трех местах мужчиной, которого, по его собственным словам, «накрыло».

© CC0 / Public DomainИлья Ефимович Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одна из самых известных и неоднозначных картин, на которой изображен Иван Грозный, обнимающий своего умирающего сына, была серьезно повреждена мужчиной, которого, по его собственным словам, «накрыло». Эта картина уже подвергалась нападению в 1913 году, когда психически больной человек трижды ударил ее ножом. В то время Репин еще был жив, и он лично занимался реставрацией полотна.

Одна из самых известных и неоднозначных картин, на которой изображен Иван Грозный, обнимающий своего умирающего сына, была серьезно повреждена мужчиной, который разбил защищавшее ее стекло при помощи металлического столбика.

 

Эта картина — «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» — была закончена русским художником-реалистом Ильей Репиным в 1885 году, и на ней изображен убитый горем царь, обнимающий своего сына, которому за несколько мгновений до этого он сам нанес смертельный удар — исторический эпизод, достоверность которого некоторые российские националисты оспаривают.


На видеозаписи, которая была обнародована Министерством внутренних дел, подозреваемый признает свою вину, добавляя, что перед тем, как пойти посмотреть на картину, он выпил водки, и его «накрыло».


Ивана Грозного считают одним из самых жестоких правителей в многовековой русской истории — кровожадным тираном, страдавшим паранойей, который убил собственного сына. Однако фигура этого царя XVI века пережила своего рода реабилитацию в современной России, а некоторые националисты даже утверждают, что упомянутая выше картина была частью иностранной клеветнической кампании.


Представители Третьяковской галереи сообщили, что мужчина напал на картину в пятницу, 25 мая, прямо перед закрытием.


Как сообщается, этот мужчина прошел мимо сотрудников галереи, взял один из металлических столбиков, используемых для того, чтобы посетители не подходили слишком близко к картинам, и несколько раз ударил им по защитному стеклу.


«В результате ударов толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито. Картине нанесены серьезные повреждения. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича», — говорится в заявлении представителей галереи.


Рама тоже была серьезно повреждена, но, как отмечают представители галереи, «по счастливой случайности» самые ценные элементы картины — лица и руки царя и царевича — не пострадали.


Вандала задержали, и теперь ему грозит обвинение в повреждении объектов культурного наследия. Как сообщают российские информационные агентства со ссылкой на источники в правоохранительных органах, им стал 37-летний житель Воронежа — города, расположенного в 460 километрах от Москвы. Ему грозит тюремное заключение сроком до трех лет и штраф до трех миллионов рублей, как сообщило агентство «РИА Новости».


В том видеоролике, который обнародовало Министерство внутренних дел, мужчина утверждает, что осознает серьезность своего преступления. «Приехал посмотреть на нее. В восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфете выпил 100 граммов водки и чего-то… Водку не пью, вот и накрыло», — сказал он.


Некоторые российские СМИ сообщили, что он якобы сказал, что напал на картину из-за ее исторической недостоверности. Российские националисты, которые выступали против этой картины и оспаривали достоверность изображенной на ней сцены, ранее уже требовали, чтобы галерея сняла ее с экспозиции, однако руководство галереи отказалось это сделать.


Споры вокруг интерпретаций исторических событий постепенно становятся все более горячими при Владимире Путине, поскольку Кремль продвигает более позитивный и патриотический взгляд на русскую историю.


Хотя в центре этих споров чаще всего оказывается сталинское наследие и Вторая мировая война, Иван Грозный тоже нередко становится предметом разногласий.


В 2013 году группа православных активистов написала открытое письмо в Министерство культуры России, в котором они заявили, что эта картина оскорбляет россиян и представляет собой искаженный взгляд на российскую историю. Ирина Лебедева, тогдашний директор Третьяковской галереи, заявила, что галерея не станет снимать эту картину с экспозиции.


В 2016 году в Орле, расположенном в 320 километрах к юго-западу от Москвы, был открыт первый памятник Ивану Грозному, и его открытие было приурочено к 450-летней годовщине основания города этим царем.


Тогда губернатор Орловской области Вадим Потомский, главный вдохновитель этого проекта, заявил, что дурная репутация Ивана Грозного отчасти является следствием иностранного заговора.


«Он был великим русским царем, первым реальным царем. Люди представляют его как тирана и психологическое отклонение от нормы. Но если взять европейских лидеров того периода, то они были во много раз более кровожадны, но в Европе у них есть памятники, и всем все равно», — сказал он.


В прошлом году Путин тоже решил внести свою лепту в трактовку фигуры Ивана Грозного.


«Многие исследователи считают, что никого он не убивал вообще, а придумал это все папский нунций, который приехал к нему на переговоры, и пытался Русь православную превратить в Русь католическую, — сказал Путин. — И когда Иван Васильевич ему отказал и послал его по известному адресу, возникли всякие легенды и прочее и прочее. Из него сделали Ивана Грозного, такого супержестокого человека».


У картины Репина довольно сложная история. Идея написать картину пришла Репину после убийства Александра II в 1881 году. Художник закончил работу над ней в 1885 году, после чего ее купил московский купец Павел Третьяков, чтобы выставить ее в своей галерее. Однако царю Александру III эта картина не понравилась, и на время ее пришлось снять с экспозиции.


Эта картина уже подвергалась нападению в 1913 году, когда психически больной человек трижды ударил ее ножом. В то время Репин еще был жив, и он лично занимался реставрацией полотна.


Представители Третьяковской галереи говорят, что после очередного нападения ее снова удастся восстановить. По их словам, они созывают специальную комиссию из числа ведущих российских экспертов, чтобы они разработали план действий и следили за ходом реставрационных работ, на которые, вероятнее всего, уйдет несколько лет.


Ольга Темерина, заместитель главы Художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, сообщила агентству «РИА Новости», что, возможно, потребуется замена холста, и что в центре до сих пор хранятся, сделанные во время предыдущей реставрации, записи Репина, которые помогут восстановлению катины.


«На этот раз, если верить описанию, ситуация не такая трагическая», — добавила она.