Доносчики, «кроты», шпионы, осведомители. Государственные информанты — вековой инструмент расследований, который является частью 110-летней истории ФБР в той же степени, что и Дж. Эдгар Гувер или список «10 самых разыскиваемых преступников».
В случае с президентом Дональдом Трампом ФБР обратилось к давнему информатору — американскому профессору, живущему в Британии, — чтобы выяснить, согласились ли помощники из штаба Трампа принять помощь от российского правительства, дабы умерить президентские амбиции Хиллари Клинтон.
Тем временем, Трамп и поддерживающие его республиканцы в Конгрессе изменили ход политически разрушительного расследования по российскому делу, призвав к новому расследованию — на этот раз слежки ФБР за его президентской кампанией в стремлении повлиять на выборы 2016 года.
«Если ФБР или Минюст шпионили за моим штабом в пользу другого кандидата, это действительно очень важно», — написал Трамп в прошлые выходные в Твиттере, закончив своим знаменитым лозунгом: «Осушим болото!».
ФБР не раз поручало своим людям внедряться в ряды преступных организаций, включая Ку-клукс-клан и внутренние террористические группировки. Кроме того, оно следило за преподобным Мартином Лютером Кингом-младшим, Малкольмом Х и Джоном Ленноном.
Прослушивание телефонных звонков не смогло доказать, что Кинг был коммунистом, зато бюро смогло получить доказательства о внебрачных связях лидера движения за гражданские права, которые могли бы использоваться его противниками в правительстве.
После смерти Гувера ФБР провело несколько реформ, в том числе ограничило срок работы директора 10 годами и ввело новые правила внутренних расследований, частично предназначенные для изоляции агентства от политики.
И все же
Само наличие правительственного осведомителя в ходе расследования не означает, что оно проводится незаконно. Это легальная и общепринятая практика, которая вряд ли является тайной. И обвинение Трампа в том, что ФБР «подсадило утку» в его штаб, не выдерживает критики.
Агентство само говорит об этой тактике на своем веб-сайте, где отмечает, что «особое внимание уделяется тщательной оценке и строгому контролю за использованием источников, поэтому права лиц, находящихся под следствием, не нарушаются».
Информаторы «в некоторых случаях могут получить компенсацию за сведения и траты», — пишет ФБР, но сотрудниками они не считаются.
Агентство, похоже, остро осознавало политические последствия, связанные с расследованием кампании Трампа, поэтому на ранних стадиях держало его в тайне, и, согласно сообщениям, отправляло свой источник опрашивать помощников более низкого уровня.
Несмотря на то, что использование услуг осведомителя законно, это очень тонкое дело. Правительственные осведомители часто занимаются собственными темными делишками и действуют согласно собственным убеждениям.
В 60-е годы нью-йоркский гангстер Джо Валачи раскрыл тайны преступных семей, которые его нанимали. В 80-х мафиози Генри Хилл стал ценным информатором ФБР, после чего воспользовался программой защиты свидетелей, а его жизнь позже была положена в основу фильма «Славные парни».