Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газопровод в обход Украины: Путина ждут плохие новости

Почему может провалиться проект «Турецкий поток»

© Фото : «Турецкий поток»Укладка труб газопровода «Турецкий поток»
Укладка труб газопровода «Турецкий поток»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия ищет любые способы лишить Украину транзита своего газа в Европу. Помимо проекта «Северный поток-2», Москва лоббирует поставки топлива по газопроводу в обход украинской территории с юга. В последнее время в РФ вновь заговорили о болгарском маршруте такого газопровода и почему с «Турецким потоком» Владимира Путина может ждать серьезное разочарование.

Россия ищет любые способы лишить Украину транзита своего газа в Европу. Помимо проекта «Северный поток-2», Москва лоббирует поставки топлива по газопроводу в обход украинской территории с юга. В последнее время в РФ вновь заговорили о болгарском маршруте такого газопровода. «Апостроф» выяснил, каковы шансы реализации этого проекта, несет ли он угрозу для Украины и почему в случае с «Турецким потоком» Владимира Путина может ждать серьезное разочарование.


Газопровод «Турецкий поток», который Россия прокладывает по дну Черного моря для поставок топлива в Европу в обход Украины, может быть направлен в сторону Болгарии. О такой возможности 30 мая говорили президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.


Сейчас Москва и Анкара реализуют совместный проект «Турецкий поток», который состоит из двух частей. По одной нитке газ должен поставляться из России в европейскую часть Турции. Строительство морского участка этой трубы уже завершено. Вторая нитка предполагает поставки российского газа транзитом через Турцию в Южную Европу. Ее строительство, как ожидается, завершится в 2019 году. Проектная мощность каждой из ниток составляет 15,75 млрд куб. м газа в год.


Тернистый путь


Изначально планировалось, что вторая нитка «Турецкого потока» пройдет из Турции через Грецию в Италию, которая является одним из крупнейших потребителей газа, в том числе и российского. Однако, как пишут российские СМИ, РФ решила перенаправить эту ветку в Болгарию, а оттуда — в Сербию и Венгрию.


Таким образом, речь идет о частичном возрождении так называемого «Южного потока», который приказал долго жить в 2014 году — после того, как Европейская комиссия заблокировала проект в связи с агрессией России против Украины. Но именно о частичном, так как сейчас речь может идти о маршруте через Черное море не напрямую в Болгарию, а уже через турецкую территорию.


Кстати, «Турецкий поток» стал альтернативой «Южному потоку», однако и с ним у России не все складывалось гладко. Проект был приостановлен в конце 2015 года из-за резкого ухудшения отношений между Москвой и Анкарой после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24. Но в 2016 году отношения двух стран снова потеплели, и «Турецкий поток» «разморозили».


Независимо от того, каким будет окончательный маршрут «Турецкого потока», этот проект опасен, в первую очередь, для украинского транзита, о чем ранее писал «Апостроф».


Несмотря на то, что другой обходной газопровод Кремля — «Северный поток-2» — в случае реализации существенно сократит объемы топлива, прокачиваемые по газотранспортной системе Украины, украинский маршрут ориентирован, прежде всего, на страны Южной Европы — Италию, Турцию, Венгрию, Болгарию.


Туманные перспективы


Но каковы шансы, что южный обходной газопровод будет реализован, в частности, по болгарскому маршруту?


Как известно, и «Северный поток-2», и «Турецкий поток» (морской участок) строятся на российские деньги, что выгодно странам, которые намерены получать топливо по этим трубопроводам. В ходе встречи с Путиным Бойко Борисов поблагодарил Россию за то, что она «простила» Болгарии 800 млн евро, потраченные РФ в рамках реализации несостоявшегося «Южного потока», однако общие затраты на этот проект, по самым скромным оценкам, исчисляются миллиардами.


Кроме того, «Газпром» «стимулирует» своих партнеров в различных странах всевозможными скидками. Так, на днях российский монополист согласовал с турецкой компанией Botas выплаты по скидке на газ в 2015-2016 годах (так называемые ретроактивные платежи) на $1 млрд. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин в комментарии «Апострофу» отметил, что, возможно, «заявление Бойко Борисова (о возрождении болгарского маршрута) сделано для получения скидки в цене на российский газ».


Помимо этого, как рассказал изданию эксперт программы «Энергетика» аналитического центра «Украинский институт будущего» Андриан Прокип, Болгария, безусловно, заинтересована в маршруте по своей территории, ведь это позволило бы ей стать одним из важных европейских газовых хабов.


Вместе с тем, сейчас Россия будет вести себя осторожнее.


«Насколько мне известно, Российская Федерация предложила Болгарии подумать над возможностью строительства этой ветки за свой счет», — заявил «Апострофу» директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, добавив, что «у Болгарии таких средств нет и не будет».


При этом, по его словам, Болгария может попытаться заручиться поддержкой сопредельных государств и вместе с ними предложить России какие-то гарантии, но РФ «вряд ли поверит снова».


Кроме того, не стоит забывать, что «Турецкий поток» ранее поддержали итальянские энергетические компании, именно из-за того, что он должен быть проложен до территории этой страны, напомнил Андриан Прокип.


Таким образом, перспективы болгарского маршрута «Турецкого потока» выглядят крайне туманно.


Но принципиально это не меняет ситуацию с реализацией самого проекта. «На структуру рынка (ЕС) это не сильно влияет», — уверен Андриан Прокип.


Также маршрут, по которому может пройти вторая нитка «Турецкого потока», не повлияет и на решение Еврокомиссии, убеждены эксперты.

© South Stream Transport B.V. Морской газопровод "Турецкий поток"
Морской газопровод Турецкий поток


«Европейская комиссия не даст разрешения на реализацию проекта», — заявил Михаил Корчемкин.


По словам Геннадия Рябцева, при явной схожести «Турецкого потока» (как и до этого «Южного потока») с «Северным потоком-2», между этими проектами есть принципиальное отличие. «Северный поток-2» не проходит по территории Евросоюза, так как является полностью морским газопроводом, а потому не подлежит регулированию со стороны руководства ЕС. В случае же с «Турецким потоком» у Европейской комиссии появляются рычаги воздействия. «Как только труба коснется территории Европейского Союза», — пояснил Рябцев.


Потенциальный конкурент


Еврокомиссия всегда рассматривала в качестве приоритетного перед «Южным» и «Турецким» потоками проект «Южного газового коридора», который предусматривает поставки азербайджанского газа в Европу по газопроводу через территорию Турции мощностью 16 млрд куб. м в год. Ожидается, что 6 млрд куб. м из этого объема будут направляться на нужды западных регионов Турции, тогда как остальные 10 млрд куб. м предназначены для Европы — в конечном счете, для той же Италии. 29 мая 2018 года президент Азербайджана Ильхам Алиев официально дал старт «Южному газовому коридору». Однако первый газ по нему европейцы получат лишь в 2020 году.


«Потенциально это — конкурент России», — отмечает Геннадий Рябцев, имея в виду, прежде всего, «Турецкий поток».


Но пока о реальной угрозе речи не идет. «На данный момент „Южный газовый коридор" не является конкурентом для существующих или проектируемых газопроводов, исходя из того, что его мощность является сравнительно небольшой», — говорит Андриан Прокип.


Эксперт не исключает, что в будущем мощность этого газопровода может быть увеличена, однако вряд ли удастся ее значительно нарастить, особенно если говорить о ближайшем времени.


Вместе с тем, учитывая, что речь идет о поставках газа в южные страны Европы, следует понимать, что «Южный газовый коридор» потенциально является конкурентом не только России, но и Украины, транзитный потенциал которой и без того может быть существенно подорван в случае запуска «Северного потока-2» и «Турецкого потока».


«Если что-то в Европу зайдет с юга, никакого транзита по украинской территории не будет», — предупреждает Геннадий Рябцев.