Сабетта: На полуострове Ямал в северо-западной Сибири живет десять тысяч ненцев — представителей народности с финно-угорскими корнями, из которых больше половины ведут традиционный кочевой образ жизни. Ненцы постоянно живут в чумах в тундре и преодолевают на оленях больше двух тысяч километров ежегодно.
На жизнь коренного населения, безусловно, влияет гигантский проект в российской Арктике. Речь идет о добыче газа в вахтовом поселке Сабетта.
За деревней с чумами, где живет молодой ненец Семен Яунгад, мерцают огни промышленной зоны поселка. Летом его олени пасутся вблизи международного аэропорта Сабетта.
Яунгад с осторожностью подбирает слова для проекта «Ямал СПГ» в Сабетте. По его словам, от газового месторождения есть и польза. Благодаря ему в деревне с чумами есть мобильная связь, теперь в экстренных случаях можно вызвать скорую помощь. Новый сосед также открыл перспективы для бизнеса: работникам месторождения можно продавать мясо и рыбу.
На этом хорошие новости заканчиваются. Большинство коренных жителей Ямала настроены в отношении проекта гораздо критичнее.
Россия преподносит себя как энергетическую сверхдержаву, но на Ямале царит атмосфера колонии.
Для бензопил ненцам нужно топливо, но они не могут заправить их в Сабетте, и им приходится привозить бензин на мотосанях за сто километров из села Сёяха.
Местное население не может пользоваться аэропортом Сабетты. И не все бы захотели, потому что он был построен на святом для ненцев месте.
Омывающая полуостров Ямал Обская губа похожа на море, но на самом деле это пресноводный залив, в который впадает река Обь. Отсюда получает воду в том числе и село Сёяха. Сейчас по трубам села течет соленая вода, потому что залив стал соленым.
Еще более печальный факт — из Обской губы пропала рыба. Раньше было очень много омуля, но сейчас его количество резко упало.
По словам чиновников, рыбы стало меньше из-за браконьерства, но местные жители такому объяснению не верят.
«Все эти перемены произошли тогда же, когда строили Сабетту», — рассказывает Илья Салиндер, живущий в селе Сёяха.
Вероятнее всего, все дело в дноуглубительных работах, в ходе которых со дна Обской губы подняли 16 миллионов тонн песка для строительства дорог. Еще в 2012 году исследователи предупреждали, что подобные работы могут повлиять на численность рыб и соленость воды.
Газовое месторождение занимает шесть процентов пастбищ, предназначенных для оленеводства на полуострове. Однако на практике более губительное воздействие оказывают на пастбища трубы, автомобильные и железные дороги.
Кроме Сабетты на полуострове есть гигантское месторождение «Газпрома» Бованенково. К нему ведет самая северная в мире железная дорога, которую планируют продлить еще дальше на север — до самой Сабетты.
В планах «Газпрома» — расширение региона по добыче газа до северного месторождения, а оно находится на важных пастбищах.
Ненцы замечают изменения по новым трубам и буровым вышкам. В тундре ни с кем не советуются.
Компания «Новатэк» заключила договор с местной администрацией, на основании которого она оказывает населению материальную помощь. По сообщению компании, она предоставила работу 24 ненцам.
По данным «Новатэк», вода не стала значительно более соленой, и проект не повлиял на численность рыбы. И проблема с нехваткой дров, которая беспокоила всех в апреле, уже решена.
Добыча газа в этом регионе дает новые налоговые поступления, при помощи которых финансируются оленеводческие хозяйства. Больше половины оленины, производимой на Ямале, 500 тонн в год, поступает на завод города Рованиеми финской фирмы «Поларика Оу» (Polarica oy). По информации издания «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat), здесь оленина стоит вдвое дешевле, чем в Финляндии.
На пастбищах становится тесно еще и потому, что поголовье оленей достигло рекордных 300 тысяч животных.
За эти места начали бороться и дикие олени, пришедшие с севера. Их появление можно объяснить по-разному, одно из предположений — открытие судоходного пути по Обской губе. Он идет еще дальше на юг, к терминалу для отгрузки нефти «Газпром нефти». Считается, что из-за появления судоходного пути дикие олени больше не могут передвигаться между восточной частью Гыданского полуострова и Ямалом.