Тегеран не может прийти в себя от изумления. «Стратегическое партнерство» между Россией и Ираном тает на глазах, а Москва заканчивает свой недолгий медовый месяц с Тегераном. Спецпредставитель России по Сирии Александр Лаврентьев предложил Ирану, Хезболле и другим «оккупировавшим» Сирию странам покинуть ее территорию, поскольку начался мирный процесс.
Обращает на себя внимание следующее:
— Требование к Ирану покинуть Сирию было выдвинуто 9 мая, когда Нетаньяху в очередной раз приехал в Россию и через день после того, как Трамп разорвал ядерную сделку с Ираном.
— Почему вдруг Иран, которого пригласил Асад, ставят в один ряд со странами, незаконно вторгшимися в Сирию?
— Если Башар Асад является главой суверенного правительства Сирии, то почему он сам не сформулирует эту просьбу?
— Одновременно Москва сообщает, что не будет поставлять ракетные комплексы С-300 Сирии, несмотря на то, что после того, как 14 апреля США и их союзники нанесли удар по Сирии, она заявила, что в «скором времени безвозмездно» поставит комплексы Дамаску, видя в этом свое «моральное обязательство». А теперь, когда Израиль наносит постоянные удары по Сирии, Москва утверждает, что Дамаск не нуждается в этих зенитных ракетах!
Мотивы России
Россия не осудила 150 авианалетов Израиля на Сирию, в том числе и удары по проиранским силам, нанесенные в декабре, феврале, апреле и мае. Исходя из заявлений обоих государств, можно сделать следующие выводы:
— Стоимость сохранения жизни Асаду и его пребывания у власти, а также прекращение израильских ударов по Сирии равна уходу Ирана из этой страны.
— Арабские государства Персидского залива также нормализуют свои отношения с Сирией и выделят денежные средства на ее восстановление.
— Путин добился своих целей в Сирии, и Израиль будет их уважать, если Иран уйдет.
— Израильские авиаудары по Сирии под предлогом иранского присутствия наносят ущерб сирийской военной инфраструктуре.
— Уход Ирана стал главным требованием противников Асада (курируемых США, Саудовской Аравией, Катаром и Турцией), прибывших на мирную конференцию в Сочи. Их второе требование (отставка Асада) тоже будет удовлетворено, если они наберутся терпения: как только Иран уйдет из Сирии, ее президент вынужден будет согласиться на проект Конституции для Сирии, разработанный Россией, согласно которой президент избирается парламентом, а не прямым голосованием.
— России нужен устойчивый Ближний Восток, а режим Нетаньяху более устойчив. Всякий раз, когда он наносит удары по сектору Газа, Сирии или Ливану, то тем самым способствует росту своей популярности. То, что он добился от США переноса их посольства в Иерусалим и выхода из иранской ядерной сделки, а также победа Израиля на Евровидении, сделало из Нетаньяху национального героя.
— Фактор Путина: никто в Кремле не высказывал такой симпатии к Израилю, как он. СССР разорвал дипотношения с Тель-Авивом после войны 1967 года, а президент РФ принимал 9 мая Нетаньяху как почетного гостя (на фоне бойни, устроенной в отношении палестинцев) на торжествах по случаю 73-й годовщины победы Советского Союза над гитлеровской Германией. Эта симпатия взаимная. В 2014 году Израиль не поддержал резолюцию ООН, осуждавшую Москву за вопрос Крыма. С той поры сотрудничество в области экономики, обороны и разведки стало нарастать. В России нет антиизраильского движения «Бойкот, изоляция и санкции» (BDS).
— Россия знает, что израильское наступление, имеющее своей целью установить свое господство на Ближнем Востоке, а затем расчленить Ирак, Ливию и Сирию, в итоге достигнет и Ирана. Возможно, она заранее становится на сторону победителей. Кувейтская газета «Аль-Джарида» (Al-Jarida) написала в марте, что два израильских истребителя облетели воздушное пространство Ирана, пролетев перед этим над Сирией и Ирак. Как утверждает газета, самолеты не были замечены радарами. Правдиво это сообщение или нет, но оно показывает большую степень напряженности между двумя странами. Указанное событие по времени совпадает с учениями «Джунипер Кобра 2018» ("Juniper Cobra 2018"), организованными Европейским командованием США и Израилем. В ходе учений использовались ракетные системы «Эрроу», «Железный купол», «Пэтриот» и «Праща Давида». Россия не собирается ввязываться в войну, в которой, с одной стороны, участвует шиитский Ирана, а с другой — остальной мир.
— Москва справедливо усматривает опасность в региональной политике Тегерана, выстроенной на противостоянии Ирана и Саудовской Аравии и Ирана и Израиля, а также ее подход к отношениям между суннитами и шиитами. Трудно поверить в то, что она не видит опасности, исходящей от милитаристского экспансионизма Израиля.
— Москва (благодаря которой к иранской ядерной сделке было добавлено приложение), возможно, оказывает давление на Иран, чтобы он пошел на еще большие уступки своим противникам, надеясь таким образом предотвратить широкомасштабное военное столкновение между ними. В таком случае Россия совершает большую ошибку. Во-первых, потому что Иран уже больше не может делать уступок (он уже их сделал, подписав ядерную сделку!). Во-вторых, цель США заключается в том, чтобы перекроить карту Ближнего Востока в соответствии со своими новыми интересами, хотя во главе ближневосточных стран стоят их марионетки и союзники.
Иран в замешательстве
Тегеран, который продолжает смотреть на мир сквозь призму холодной войны, надеялся, что северный сосед защитит его от врагов. Неужели там не помнят, что Россия поддержала антииранские санкции, предложенные Бушем и Обамой в Совете Безопасности, и отказалась от поставки уже оплаченных ракетных комплексов С-300, пока Тегеран не пригрозил обращением в международный суд? И вот теперь российская нефтяная компания «Лукойл» замораживает свои контракты с Ираном из-за давления со стороны США. Для нынешних хозяев Кремля США — это партнер, иногда соперник, но не враг.
После распада СССР блоков больше не существует. Идет война всех против всех, союзы то возникают, то исчезают. Сегодняшний друг завтра может оказаться врагом.
Тегеран никак не мог предположить, что семилетняя поддержка Асада, в ходе которой погибли сотни человек (иранцы, ливанцы, афганцы, иракцы и другие), на которую были потрачены десятки миллиардов долларов, усилит его уязвимость вместо того, чтобы укрепить безопасность. И гневный ответ не заставил себя ждать: «мы находимся в Сирии с 2011 года, боремся с антиправительственными силами. И предложить нам уйти может Асад, а не Путин». Но Асад тоже не укрепил доверие с Ираном. И руководство Исламской республики предложило ему как можно быстрее погасить колоссальный долг. А как Асад намерен восстанавливать страну, если его армия зависит от проиранского ополчения? Или, как пишет sirialeaks, план балканизации Сирии уже запущен, и Асад с этим смирился? Россия и США не должны недооценивать Асада: около 70 вождей арабских племен Сирии собрались на прошлой неделе в Дейр-Хафире, находящемся в окрестностях Алеппо, чтобы сформировать крупное ополчение и выгнать «незаконных» оккупантов. С помощью иранских денег?
Трудно поверить, что ирано-сирийская коалиция (даже при точечной поддержке России) действительно рассчитывала выиграть войну у двух десятков стран, среди которых: Запад, Израиль, Саудовская Аравия, Катар и Турция. Пентагон уже развернул как минимум 15 военных баз в Сирии, на которые может перебросить сотни тысяч военнослужащих.
Парадоксально, но факт: Иран не может уйти из Сирии, поскольку в таком случае утратит последнюю линию обороны от возможного нападения Израиля, но и оставаться там тоже не может. Именно в этом и заключался план Обамы: не свергать Асада, но превратить Сирию в болото для своих врагов и противников.