Владимир Путин сказал россиянам, что жизнь у них улучшится, а также предупредил Европу об опасности американской гегемонии и о перспективах третьей мировой войны.
«Эйнштейн сказал, что четвертая мировая война будет вестись с помощью камней и палок», — заявил президент во время своей ежегодной прямой линии с представителями общественности.
«Понимание того, что третья мировая война может оказаться концом сегодняшней цивилизации, должно сдерживать нас от крайних и чрезвычайно опасных для современной цивилизации действий на международной арене», — отметил Путин.
Президентский марафон общения, ставший традицией в политическом календаре России, является тщательно отрежиссированным спектаклем, в котором редко возникают опасности. В этом году не было даже зрителей и участников в студии. Их место заняла огромная стена из экранов, с которых на Путина смотрели губернаторы и министры.
Это была демонстрация нового российского феодализма: плохие бояре, которых перед всем народом журит хороший царь.
В остальном прямая линия прошла точно так же, как и в предыдущие годы. Была обычная преамбула на тему экономики, и Путин перечислил достижения страны. Он сказал, что Россия вступила в период устойчивого роста, что у нее отличные показатели инфляции, а также впечатляющие цифры прямых инвестиций (по крайней мере, последний пункт является спорным).
А потом началось перечисление проблем с их магическим решением. Высокие цены на бензин (нефтяные компании призовут к порядку). Семья не может получить земельный участок, который ей положен по закону (губернатору поручено разобраться). Больница разваливается от ветхости (губернатор и министр получили предупреждение). Сельскую школу закрывают (решение о закрытии отменено). Скидки по ипотеке не распространяются на семьи с четырьмя детьми (дано обещание их предоставить).
Касаясь внутренних проблем, президент пытался демонстрировать искренность и солидарность с простыми россиянами. Но говоря о международных проблемах, президент проявил характерное для него нахальство. Он усомнился в британской версии произошедшего со Скрипалями: «Если против них было применено боевое отравляющее вещество, то почему они не умерли?» Он сравнил украинского президента Петра Порошенко с Башаром Асадом. Он исключил возможность амнистии для украинского режиссера Олега Сенцова, который находится в российской тюрьме и три недели назад начал голодовку. А еще Путин сказал, что никаких перспектив вывода войск из Сирии нет. «Никакие военные учения не сравняться с боевым опытом», — заявил он.
Америка, как и ожидалось, подверглась особой критике. По словам Путина, она вышла из договора по противоракетной обороне, «заставив» Россию пойти на ответные действия. Россия давно уже предостерегает об американской гегемонии, сказал президент. Сейчас, когда перспектива торговых войн налицо, Европа начала прислушиваться, добавил он.
Он предостерег Украину о недопустимости «провокаций» во время чемпионата мира по футболу, который начинается в следующий четверг. «Надеюсь, что до этого дело не дойдет, — сказал Путин. — А если это случится, мне думается, что это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом».
Поскольку один из двух модераторов этого шоу был пресс-секретарем президента в ходе предвыборной кампании 2018 года, вопросы были мягкие и пушистые. («Я вам хочу пожелать, Владимир Владимирович, крепкого здоровья», — заявил один из них.) Но в этих прямых линиях есть одна особенность, которая неизменно удивляет — это текстовые сообщения, якобы присылаемые зрителями и размещаемые на экранах. Непонятно, действительно ли их никто не пропускает через сито цензуры, как об этом говорят. Может быть, эти сообщения призваны создать иллюзию плюрализма, но они определенно вызывают недоумение.
Вот самые яркие из этих сообщений. «Почему есть деньги на танки, бомбы, самолеты, пулеметы, и нет денег на людей?» «Вы так долго находитесь у власти. Вам не кажется, что у нас монархия?» И еще: «Почему бананы в два раза дешевле, чем яблоки? Мы что, банановая республика?»
Как отмечает Би-Би-Си, перед прямой линией с несколькими десятками людей, которые получили шанс задать свои вопросы, провели занятия в подмосковном отеле.
«Конечно, вопросы фильтруются, и президенту задают только те вопросы, на которые заготовлены ответы, — рассказал „Индепендент" политтехнолог и бывший кремлевский советник Андрей Колядин. — Цель этого шоу — показать, что государство может решать проблемы».
Но хотя прямая линия готовится в основном как пиар-шоу, в ней также присутствует элемент государственного контроля, добавил он.
«Губернаторы знают, что им надо опасаться прецедентов. Для них это тяжелое мероприятие. Я знаю, что с некоторыми из них перед прямой линией работали психологи».