Россия стала очень привлекательной страной для зарубежных студентов и самым популярным местом учебы для людей из постсоветского пространства. В настоящее время там учатся более 243 752 студентов из-за рубежа, и она считает их прием на учебу важной геополитической задачей.
В последнее время Россия восстанавливает и развивает советскую традицию, политизируя мобильность студентов. Правительство просит обучающихся за рубежом российских студентов покинуть страны, где они учатся, как только политические отношения Кремля с этими странами ухудшаются.
Российское государственного агентство «Россотрудничество», отвечающее главным образом за распределение внешней помощи на гражданские цели, в апреле начало информационную кампанию «Highly Likely Welcome Back, или Пора домой» с целью вернуть своих студентов из «враждебных» стран. Агентство объясняет это так:
У нашей молодежи, обучающейся за рубежом, возникают серьезные проблемы с безопасностью. Она может пострадать от провокаций в недружественных по отношению к России странах. Русофобские настроения негативно влияют на жизнь наших граждан за границей, например, в Британии.
Фраза «Highly Likely» (вполне вероятно) является напоминанием о высказывании Терезы Мэй, которая заявила, что Россия, вполне вероятно, несет ответственность за отравление Сергея и Юлии Скрипалей. Использование этой фразы в качестве слогана говорит о том, что сигнал направлен на студентов, которые учатся в Британии.
За границей обучаются 56 915 студентов из России, и из этого количества 4 092 человека находятся в Британии. Похоже, что кампания «Пора домой» не произвела должного эффекта, так как российские студенты в Соединенном Королевстве остались равнодушны к дискуссии властей о русофобии.
Образование или политика?
Похожее решение было принято Россией в 2015 году, когда ее правительство отозвало российских студентов, обучавшихся в Турции. Это произошло после того, как Турция сбила российский самолет у сирийской границы. Россия тогда предложила уменьшить квоты для студентов из Турции.
Политизация высшего образования в России уходит своими корнями во времена холодной войны, когда программы студенческого обмена были крайне важны, особенно с появлением коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе. Когда в середине 20-го века начали набирать силу антиколониальные движения в Африке, Азии и Латинской Америке, СССР увидел в этом возможность охватить своей деятельностью развивающиеся страны.
В 1961 году в Москве был открыт Университет Патриса Лумумбы, названный именем убитого конголезского политика и лидера борьбы за независимость. Это был очень важный момент. Учившихся там студентов считали проводниками коммунистической идеологии и советской модели высшего образования. Советский Союз считал набор иностранных студентов важнейшим инструментом реализации своих экспансионистских устремлений, а также способом получить превосходство над врагами по холодной войне.
Главные места для набора студентов
Похоже, такая политическая логика живет и здравствует по сей день, являясь главной движущей силой в процессе интернационализации высшего образования России. Сегодня Москва придает особое значение обучению студентов из Содружества Независимых Государств (СНГ). Это региональная организация, созданная в период распада Советского Союза в 1990-е годы. Из 15 бывших советских республик девять являются ее членами. Прибалтийские страны не вступали в СНГ вообще, а Грузия вышла из его состава после войны с Россией в 2008 году.
Особое значение для постсоветской России имеет продвижение российских интересов в бывших сферах ее влияния. По словам Владимира Путина, распад СССР стал «величайшей геополитической катастрофой» 20-го века.
Вот почему российское государство щедро финансирует студентов из-за рубежа. При распределении стипендий предпочтение отдается абитуриентам из СНГ, прибалтийских стран, Абхазии и Южной Осетии. Выделяемые деньги идут на оплату обучения и проживания, а также на выплату ежемесячных стипендий в размере полторы тысячи рублей.
Что дальше?
Россия хочет расширить границы набора иностранных студентов и заниматься этим в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Министерство образования и Министерство иностранных дел надеются, что это поможет повысить эффективность «мягкой силы России».
В обучении иностранных студентов Россия усматривает процесс формирования «пророссийских национальных элит». Считается, что эти «национальные элиты» помогут «продвигать российские интересы, в том числе долговременные», в своих странах.
По этой причине, а также с учетом того, что Россия намерена в три раза увеличить набор иностранных студентов, доведя его к 2025 году до 700 000 человек, похоже, что политизация высшего образования в этой стране сохранится надолго.