Сейчас есть ряд косвенных указаний на то, что Россия готовится к широкомасштабной войне с Украиной. После мундиаля-2018 в силу ряда объективных причин может сложиться довольно опасная ситуация. Одной из самых серьезных угроз является угроза дестабилизации ситуации в стране. Пророссийские силы на Украине готовятся к реваншу. Об этом и многом другом в интервью «Обозреватель» рассказал заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и вынужденно перемещенных лиц Георгий Тука.
«Обозреватель»: Путин 7 июня пригрозил Украине проблемами для государственности в случае атаки на «ДНР». Он сказал: «Если это случится, мне думается, что это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом». Как вы для себя интерпретировали этот посыл Путина? Представляете ли вы пролет российских бомбардировщиков и истребителей над Киевом? Высадку российского десанта в украинском правительственном квартале?
Георгий Тука: У меня никаких двояких толкований эта фраза не вызвала. Я лично воспринимаю ее как угрозу применения военной силы в полном масштабе. С моей точки зрения, все достаточно ясно, конкретно и прозрачно.
— Как вы представляете наибольшую военную угрозу для Украины со стороны Российской Федерации?
— Если говорить с точки зрения военной составляющей, то это, вне всякого сомнения, авиация и ракетные войска. А если не брать в расчет военную компоненту, то, с моей точки зрения, гораздо опаснее дестабилизация ситуации внутри страны.
— Есть ли у министерства план действий на случай открытой российской военной атаки на Киев и на случай попыток дестабилизации ситуации?
— Это вопрос не к нам, а, скорее, к спецслужбам, к Совбезу.
— Есть ли на Украине план по противодействию попыткам Кремля привести во власть в стране пророссийские политические силы?
— Судя по тому, что я наблюдаю в украинском политикуме сейчас, у меня складывается впечатление, что никакого плана нет. Я вижу разгул этих сил — под разными флагами, под разными брендами. Этот сценарий был раскрыт «Миротворцем» еще в 2016 году, когда ребята вскрыли почтовый ящик дамы, которая в то время была «министром информации ДНР» (Елены Никитиной — прим. ред.) В ее переписке с россиянами весь этот сценарий был подробно описан, вплоть до создания гуманитарных организаций, контролируемых Кремлем, с применением украинской символики и соответствующей риторики. Я наблюдаю за всем этим со стороны, и у меня перед глазами картина тех данных, которые оказались в публичном доступе благодаря «Миротворцу» еще в 2016 году. Я считаю, что эти пророссийские силы очень опасны. Они готовятся к реваншу. Но я не вижу каких-либо адекватных, с моей точки зрения, мер для того чтобы обезопаситься от этой пророссийской чумы.
— Какие меры следовало бы предпринять?
— Что можно сделать в такой ситуации? Как не допустить реванша, о котором вы сказали?
— Я считаю, что надо менять методы, которые есть у государства и которые, к сожалению, государство не применяет. С моей точки зрения, как минимум, 30% Верховной рады — это коррупционеры и взяточники, которым, как минимум, уже лет 10 место на нарах. Этого не делается. Пропаганда явно пророссийских настроений у нас не наказывается должным образом. Бывшие руководители сепаратистских движений гуляют по Киеву. Имеем то, что имеем.
— 7 июня в ходе прямой линии с Путиным писатель и российский террорист Захар Прилепин, воюющий за «ДНР», спрогнозировал возможное наступление украинских войск на Донбассе. Он сказал: «У нас здесь есть ощущение, что украинская армия воспользуется чемпионатом мира по футболу и начнет активные боевые действия наступательные». Прилепин в своем вопросе выдает желаемое за действительное?
— За последние 2 недели я несколько раз смотрел различные политические шоу в России на различных каналах, и у всех был один и тот же тезис: подлая фашистская киевская хунта готовится к захвату Горловки для того чтобы взять в петлю Донецк и втянуть всю Россию в полномасштабную войну. Зная абсолютно достоверно, что никаких предпосылок для таких действий украинской армии не существует, я для себя сделал вывод, что это информационная подготовка для возможности крупномасштабных, полномасштабных военных действий.
— Зачем такие действия сейчас Кремлю?
— Сейчас нет, но чемпионат мира по футболу пройдет очень-очень быстро. В конце прошлого года мы давали прогноз о том, что вторая половина нынешнего года для Украины будет наиболее тяжелой, поскольку в этот момент государство будет наиболее уязвимым. С одной стороны, у Путина будут развязаны руки с окончанием мундиаля, с другой стороны, он уже обретет статус очередного нового президента, а у нас начнется разгар президентских и парламентских выборов со всеми вытекающими негативными последствиями — с популистическим угаром и всем остальным. В этот момент страна будет крайне уязвима.
— Как стало известно, порядка 5 тысяч граждан Украины намерены ехать в Россию на чемпионат мира. Кто они, по-вашему? Подлецы и сволочи? Или спорт вне политики?
— Знаете, если бы туда поехали футбольные фанаты, которые в свое время нам подарили известную песенку про Путина, то я бы это поддержал, понял и принял. Но так как люди едут просто на шоу… В последнее время их часто сравнивают с заробитчанами. Дескать, как же так, наши едут туда работать. Наши едут туда, потому что жрать нечего, а эти едут кайф получить. Поэтому у меня никакого сочувствия и понимания к этим людям нет.
— По вашему мнению, грозит ли им опасность на территории Российской Федерации? Могут ли они быть задержаны, арестованы, осуждены?
— По-моему, в нашей современной истории достаточно случаев, когда наших граждан не просто задерживали на территории Российской Федерации по нелепым обвинениям. Были случаи, когда людей похищали на территории соседних государств и вывозили их в РФ. Поэтому ожидать можно всего чего угодно.
— Кого вы видите новым донецким губернатором вместо Павла Жебривского?
— Честно говоря, не знаю. Это не мои полномочия, это вертикаль президента. Президенту виднее. Но я бы хотел видеть, с одной стороны, преемственность курса для того чтобы бедная воюющая область не пострадала от очередной смены руководителя и всей команды. С другой стороны, я бы хотел, чтобы на место Павла Ивановича пришел человек, который бы больше внимания уделял проблеме жилья для переселенцев.
— Как открытие Крымского/Керченского моста отразилось на украинском плане по деоккупации Крымского полуострова?
— Насколько мне известно, это не отразилось никоим образом. Когда составлялась стратегия, пришлось реагировать на имеющийся фактор. Финализация процесса здесь не сыграла роли.