Нет, я не считаю, что Дональд Трамп стал бы достойным лауреатом Нобелевской премии мира. С другой стороны, я и раньше много раз лишь качала головой, услышав решение норвежского комитета. Но эта мысль о Трампе, взошедшем на сцену в Осло, скорее имеет отношение к моим личным чувствам, вызванным всем тем нелепым, отталкивающим и недипломатичным, что есть в его характере, чем к результатам, которых он в реальности достиг за время своего пребывания на президентском посту.
Потому что если уж бывшему президенту Бараку Обаме дали Премию мира за его «усилия по созданию мира без ядерного оружия», то пора ли задаться вопросом, как эти «усилия» соотносятся с конкретным подписанием общего документа, подразумевающего обоюдные обязательства и полное ядерное разоружение Корейского полуострова? Так себе соотношение, должен признать любой честный наблюдатель.
При мысли о ком-то, кого называют лауреатом Нобелевской премии мира, перед моим взором встает образ человека, олицетворяющего мудрость и надежность. Пара умных глаз, неважно, на сморщенном ли лице матери Терезы или на отважном детском личике Малалы Юсуфзай. Я не вижу в этой роли человека, который, подобно самодовольному Карлсону, никогда не устает восхвалять собственные красоту и ум.
Возможно, самое позитивное в нынешних исторических событиях из-за действий двух самых пугающих, отвратительных и нелепых людей в мире, — это то, что окружающий мир стал более хладнокровно анализировать все происходящее. Никакие победы не принимаются на веру, и мы готовы к тому, что может случиться все, что угодно.
Но давайте на минутку представим, что это Барак Обама приехал на Сентосу и подписал договор. «Наш человек» стал был тем, кто заслуживает народной любви, олицетворяет достоинство и дипломатию, да, возможно, из всех американских президентов он добился бы величайших успехов в области «мягкой силы». Подозреваю, что атмосфера была бы совсем другая. Мир был бы, считай, у нас в кармане. Мир без ядерного оружия предопределен. А Обама, без сомнения, заслужил бы Нобелевскую премию мира.