Есть международная организация, в состав которой входят репрессивные режимы Кубы, Венесуэлы и Китая.
Эта организация недавно приняла в свои ряды Демократическую Республику Конго, которая препятствует расследованию обстоятельств убийства на своей территории двух экспертов ООН по правам человека.
За последнее десятилетие эта организация приняла больше резолюций с осуждением Израиля, чем с осуждением Сирии, Ирана и Северной Кореи вместе взятых.
Большинство людей даже представить себе не могут, чтобы организация такого рода преданно защищала права человека. И тем не менее, она существует и ошибочно носит название Совет ООН по правам человека. По правде говоря, этот совет служит прикрытием для государств, где ситуация с соблюдением прав человека катастрофическая, и отказывается убрать из своей повестки пункт 7, несправедливо направленный против Израиля и требующий, чтобы на каждом его заседании проводилось обсуждение израильско-палестинского конфликта.
После длившихся больше года безуспешных попыток устранить эти серьезные недостатки американская делегация во вторник объявила о том, что выходит из состава совета. Наша страна больше не желает быть членом этого глубоко порочного института, который больше вредит делу прав человека, нежели помогает ему.
Есть две основные причины, по которым многие страны выступают против попыток США осуществить реформы в СПЧ. Первая напрямую связана с составом совета. Одного беглого взгляда на эту галерею негодяев достаточно, чтобы понять, почему эта организация безо всякого уважения относится к правам, которые американцы принимают как само собой разумеющиеся. Достойный и авторитетный совет представлял бы серьезную угрозу для таких стран, а поэтому они противодействуют любым усилиям повысить его достоинство и авторитет. Вместо этого они чинят препятствия расследованиям, противодействуют публикации докладов и мешают совету называть и привлекать к ответственности тех, кто совершает самые страшные злодеяния.
Вторая причина противодействия реформам вызывает еще большее отчаяние. Многие страны согласны с США в том, что надо наказывать нарушителей прав человека и поддерживать Израиль — но делают это только за закрытыми дверями. Несмотря на многочисленные усилия и уговоры, эти страны не хотят присоединяться к официальной позиции США. Некоторые даже заявляют, что их вполне устраивают недостатки совета, пока он позволяет им заниматься своими любимыми вопросами. Это аморальный компромисс, с которым мы не желаем иметь ничего общего. Великобритания пообещала выступать против любой антиизраильской резолюции по пункту 7, и мы поддерживаем такую позицию. Мы желаем остальным странам сделать то же самое.
В итоге доводы союзников и их призывы к США остаться в составе совета стали самым убедительным аргументом в пользу ухода. Союзники говорят, что с выходом США из СПЧ эта организация растеряет последние остатки авторитета и морального веса. Но США абсолютно не желают ставить печать легитимности на нынешнем Совете по правам человека.
С выходом из состава совета Америка не откажется от стойкой защиты прав человека. Американская делегация гордится тем, что под руководством США в 1948 году была составлена Всеобщая декларация прав человека. Наша страна всегда выступала за свободу, за человеческое достоинство, за права человека и верховенство закона. И она никогда не изменит этой своей позиции. Соединенные Штаты и вне СПЧ будут отстаивать права человека, являясь лидером в этой борьбе. Одновременно мы вместе с партнерами и единомышленниками будем требовать серьезных реформ.
В прошлом году, когда США председательствовали в Совете безопасности ООН, мы выступили с инициативой провести первое за всю историю заседание совета, посвященное связи между правами человека, миром и безопасностью. В том же году режим Венесуэлы заблокировал дискуссию СПЧ о тех многочисленных нарушениях, которые он допустил. Тогда США организовали это мероприятие вне рамок СПЧ и провели его вместе с венесуэльскими правозащитниками. Когда несколько стран возразили против проведения заседания СБ ООН о борьбе иранского народа за права человека, США все-таки удалось настоять на своем и провести такое заседание.
Я бывала в лагерях ООН для беженцев и внутренне перемещенных лиц в Демократической Республике Конго, в Эфиопии, Турции и Иордании и встречалась с жертвами злодеяний, совершаемых в этих неспокойных регионах.
Америка ежедневно использует свое право голоса и трибуну ООН для защиты прав человека. Мы будем и дальше бороться за права людей в Бирме, Китае, России, Сирии, Иране, Южном Судане, на Кубе, в Венесуэле и многих других местах, где эти люди становятся жертвами злоупотреблений. Мы будем настаивать на реформах в Совете по правам человека, чтобы он был достоин нашего участия. Любой стране, желающей вместе с нами участвовать в реформировании СПЧ, достаточно высказать такую просьбу.
Мы верим в суверенитет всех стран-членов ООН, однако ни одна страна не должна прикрываться суверенитетом, занимаясь распространением оружия массового уничтожения, содействием терроризму и совершая массовые злодеяния. США не стремятся навязывать свою систему никому. Но мы поддерживаем универсальные ценности, к которым относятся свобода и права человека. И мы при любой возможности будем выступать в защиту таких ценностей.
Вот почему мы выходим из состава Совета ООН по правам человека, который недостоин своего названия. Но даже после выхода из СПЧ мы, как и всегда, сохраним верность правам человека, и наш голос будет звучать все громче.
Никки Хейли — представитель США при ООН.