Чемпионат мира 2018, проходящий в России, привлек внимание тысяч болельщиков со всего мира и стал чуть ли не главным международным событием. В первом матче Чемпионата Россия обыграла «нефтяного магната» Ближнего Востока Саудовскую Аравию со счетом 5:0, заработав всемирное уважение.
Уважение получено, Чемпионат организован. А если взглянуть с точки зрения экономики?
Обычно при проведении Чемпионата мира или других крупных спортивных мероприятий прибыль от возросшего туризма покрывает расходы на строительство инфраструктуры. Представление всему миру страны и народа неизбежно влечет за собой инвестиции в экономику. «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) сообщает, что фондовые рынки страны организатора и победителей в соревнованиях почувствуют оживление в кратчайшие сроки.
В одном исследовании говорилось, что прибыль получат даже те страны, заявки которых не были рассмотрены, ведь мир стремится к открытости, и исходы матчей здесь не так уж и важны. Что же касается России, чемпионат может способствовать стратегическому строительству государства и показать миру мощь России как супердержавы. Также в проведении чемпионата можно увидеть экономические цели: наплыв туристов в значительной степени обогащает экономику.
Прибыль от проведения чемпионата свыше 26 миллиардов долларов
По предположениям российского правительства, развитие сферы туризма, масштабное строительство и государственные инвестиции принесут экономике страны немалую прибыль. Предполагается, что с 2013 по 2023 годы ВВП увеличится на 2-2,5%, так как Чемпионат принесет в казну от 26 до 38,8 миллиарда долларов.
С одной стороны, инвестиции в масштабное строительство инфраструктуры не только принесут прибыть в краткосрочной перспективе, но и значительно помогут развить экономический потенциал страны.
В прошлом месяце бывший заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович заявил, что в организацию чемпионата, по приблизительным расчетам, было вложено около 11 миллиардов долларов. Подготовительные мероприятия уже принесли 14 миллиардов долларов в российский ВВП и создали по меньшей мере 220 тысяч рабочих мест. Российская экономика не получила бы такого развития без Чемпионата мира по футболу.
Экономисты уверены, что подготовка к чемпионату — причина роста российской экономики на протяжении последних нескольких лет, однако считать это причиной нынешнего экономического роста нельзя. Сейчас прирост российской экономики составляет 1,5% — 2%.
Алексей Заботкин, руководитель управления инвестиционной стратегии ВТБ Капитала отметил, что максимально на экономику страны повлияли крупные строительные проекты 2016-2017 годов в городах России.
По его мнению, строительство инфраструктуры для отраслей потребления и туризма будут способствовать экономическому росту во втором и третьем квартале, однако не стоит преувеличивать, говоря, что «без ЧМ экономика не получила бы столь быстрого развития».
Настроения рейтингового агентства «Мудис» (Moody’s) отличаются еще большей «осторожностью». Агентство считает, что время проведения чемпионата ограничено, а масштабы российской экономики велики, поэтому влияние на российскую экономику на государственном уровне весьма ограничено. «Мудис» проанализировало прибыль от матчей и заявило: «От матчей Россия получит только краткосрочную выгоду. Результаты экономического стимулирования ушли в строительство инфраструктуры».
Старший вице-президент и аналитик агентства Кристин Линдоу заявила: «Игры продлятся всего один месяц, а соответствующие экономические эффекты будут слабы по сравнению с объемом российской экономики в 1,3 триллиона долларов». В 11 городах России, принимающих в этом году чемпионат, была улучшена транспортная и коммунальная инфраструктура, на это страна потратила немало денег.
По сообщениям «Мудис», «для регионов России новая инфраструктура будет генерировать дополнительные налоговые поступления и уменьшит капитальные затраты. В некоторых регионах затраты на мероприятия негативно повлияли на бюджет».
В то же время, инфраструктура строится за большие деньги на земле, которая сейчас не в избытке. После окончания чемпионата многое из построенного просто не будет использоваться, а значит, постройка объектов не окупится. То же самое произошло в Бразилии, которая потратила 15 миллиардов долларов на постройку стадиона и необходимой транспортной инфраструктуры, тогда на обновление одного только стадиона «Манэ Гарринча» ушло 550 миллионов долларов. После Чемпионата мира эти площадки использовались редко и сейчас на них открылись стоянки.
Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, считает, что вопрос состоит в том, насколько удачно России удастся использовать шансы, предоставленные Чемпионатом, и за счет улучшения инфраструктуры и завоевания мирового авторитета увеличить свой экономический потенциал.
Среднегодовое количество туристов увеличилось на 4%, и к 2022 году составит 37,5 миллионов человек
Из официальных источников стало известно, что матчи посетят 570 тысяч иностранных болельщиков и 700 тысяч россиян, что благоприятно скажется на работе ресторанов и гостиниц.
CNBC, цитируя бывшего игрока сборной России, сообщает, что на время проведения чемпионата все номера во всех гостиницах уже забронированы, в барах и ресторанах полно народу.
По мнению британской исследовательской компании Euromonitor, после завершения чемпионата в Россию приедет еще больше туристов. В 2018 году количество иностранных туристов увеличилось на 1,4%. К 2022 году ежегодное количество въезжающих в Россию продолжит расти со скоростью в 4% и составит 37,5 миллионов человек.
Рейтинговое агентство «Мудис» сообщает, что больше всего иностранцев сейчас в Москве и Санкт-Петербурге, эти города также считаются обязательными для посещения всеми туристами, прибывающими в Россию. Северная столица готовится принять 400 тысяч иностранных гостей, «больше всего прибыли получат московские аэропорты, за счет улучшения инфраструктуры, они смогут принимать еще большее количество пассажиров, которые не перестанут прибывать даже после закрытия чемпионата». То, что сфера туризма стала основным источником экономической выгоды во время проведения чемпионата, аналитики считают чуть ли не «статистической ошибкой».
Однако на Всемирном экономическом форуме говорилось, что крупные спортивные соревнования привлекают тысячи фанатов, что может негативно сказаться на установившемся пассажиропотоке, а также снизить уровень посещаемости некоторых удаленных, но живописных мест.
В 2012 году во время Олимпиады в Лондоне количество посетителей в Британском музее сократилось на 22%.
После завершения Олимпиады английское правительство решило, что на это повлияло увеличение количества людей на улицах, перегруженность транспортной системы и повышение цен. Обычные туристы предпочли культурным мероприятиям спортивные. Во время Чемпионата мира 2010 года в ЮАР планировало приехать около 450 тысяч человек, но до места добрались только 2/3 из них, а туристические расходы увеличились почти на ¼.
В случае с Россией туристы могут передумать ехать туда, исходя из вопросов безопасности, дороговизны и сложности оформления визы. Кроме того, на количество туристов негативно может повлиять ухудшение отношений между Россией и Англией, ситуация с Крымом и Украиной, выборы президента США в 2016 году.
На Чемпионате Европы во Франции в 2016 году было много инцидентов с участием футбольных хулиганов, например, драка между болельщиками сборных Англии и России. Многие туристы побоялись, что такое случится и в России, и не поехали.
Инвестиции в матчи — основной источник дохода?
По официальной информации, стоимость Чемпионата мира 2018 составит 11 миллиардов долларов, однако российские СМИ сообщают, что на организацию уже было потрачено 14,2 миллиарда долларов, что превышает заявленную сумму на 30%.
Газета The Moscow Times сообщает, что с момента получения в 2010 году права на проведение чемпионата, размер выделенного бюджета менялся 12 раз.
На самом деле, для стран с развитой экономикой намного легче получить прибыль от устройства международного спортивного мероприятия такого уровня, потому что всю спортивную, гостиничную и транспортную инфраструктуру в этих странах необходимо лишь слегка обновить. Так Олимпийские игры в Лос-Анджелесе стали успешными и прибыльными, а доход от Олимпиады в Лондоне в 2012 году составил 5,2 миллиарда долларов.
Страна, проводящая чемпионат, получает многочисленные возможности получения прибыли от матчей, например: продажа билетов, сувениров, спонсорство и предоставление лицензий. Главным источником прибыли, конечно же, является предоставление прав на транслирование матчей по телевидению, но и здесь почти все деньги уходят в Международную федерацию футбольных ассоциаций, не давая шанса заработать стране-организатору. Например, в период с 1960 по 1980 год прибыль Международного олимпийского комитета от телевизионных трансляций составляла 4%, сейчас же она составляет все 70%.
К тому же при подаче заявления на проведения Чемпионата мира, страна-организатор обязуется отменить часть пошлин, в том числе на территории стадионов, а также обязуется частично или полностью освободить от налогов компании партнеры ФИФА. На Чемпионате мира в 2006 году из-за отмены части налогов Германия потеряла 272 миллиона долларов, также случилось и в последующие два раза (в ЮАР и Бразилии).
Сможет ли Россия привлечь туристов и заработать на этом? Время покажет.