Эдвард Сноуден, бывший сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ) США, которого одни считают героем, а другие предателем, некоторое время назад сказал, что живет не в Москве, а в интернете. Почти все, что можно узнать о нем из первых рук, он публикует на своем канале в Твиттер или в видеообращениях в ходе видеоконференций. Его российский адвокат Анатолий Кучерена — и, конечно, российские спецслужбы, чья роль непонятна — тщательно прячет его от глаз общественности и только раз в пару месяцев кратко рассказывает о жизни Сноудена.
Проверить ничего невозможно. Информацию о том, что он работает в сфере информационных технологий, позднее опроверг его американский адвокат. Встречается Сноуден лишь с журналистами, приехавшими специально для этого; он отказывает в интервью и российским, и аккредитованным в Москве иностранным корреспондентам. Это ограждает его от российской государственной пропаганды. Но то же самое превращает его в России в «привидение», как очень точно выразился российский специалист по спецслужбам Андрей Солдатов.
Ровно пять лет прошло с того дня, когда Сноуден прибыл в московский аэропорт «Шереметьево» из Гонконга, где провел целых 40 дней до того момента, как получил политическое убежище в России. То, что над ним тогда сжалилась именно Россия, можно назвать каким-то дьявольским капризом судьбы, предвосхитившим доведенный в дальнейшем до идеала поворот от заблуждений к реальности: России удалось позиционировать себя как свободную страну и защитника борца с государством-надзирателем.
С тех пор Сноуден обречен наблюдать за парадоксом сценария. Борьба с мессенджером Телеграм (Telegram) и запрет на анонимный серфинг в интернете абсолютно противоречат представлениям американца. Закон, обязывающий интернет-провайдеров хранить данные российских пользователей на территории России, был даже официально обоснован разоблачениями Сноудена. Это уже привело к блокировке интернет-сайтов и может коснуться Фейсбук и Твиттер. И тогда Сноуден рискует лишиться даже своего существования в интернете.