Местные и международные СМИ ждали полуночи 24 июня 2018 года, чтобы засвидетельствовать момент, когда «саудовскую женщину осыпят розами» после многих лет лишения их самых обычных прав — событие, которое уже вошло в историю как одно из «достижений государства».
Но в чем причина столь преувеличенной радости саудовских СМИ? Мир не забудет о достижении саудовских женщин, но разве это самое большое достижение?
Саудовские женщины, или «женщины-резиденты», независимо от своего гражданства, стали свидетелями потрясающих перемен после того, как принц Мухаммед бен Салман стал наследным принцем королевства и запустил свою программу «Видение — 2030».
Вчера пара отправилась на кувейтский концерт в Эр-Рияде, мужчина вёл машину, а когда возвращался, после полуночи, то за рулем уже сидела его жена. Кто из нас мог представить себе присутствие женщины на музыкальном концерте в стране, где многие религиозные лидеры издавали фетвы, запрещающие слушать музыку? И кто мог представить, что саудовские машины будут водить женщины после многих лет требований и соответствующих кампаний? И не является ли это правильное решение запоздалым?
#المراه_السعوديه_تسوق
— ريان 🇸🇦🌹 (@eng_rayyan1) 23 июня 2018 г.
يوزعون لهم ورود وأحنا يوزعون لنا الورق الأصفر 😂😂😂🤚🏼👨🏽✈️❤️❤️ pic.twitter.com/frYPX5lPzF
Саудовская полиция осыпала женщин цветами вместо того, чтобы просить показать «права», поддерживая их в первые минуты вступления в силу нового закона.
واخيراً!
— الوليد بن طلال (@Alwaleed_Talal) 23 июня 2018 г.
الآن الساعة 12:01 من صباح يوم #عشرة_عشرة مع ابنتي ريم وهي تسوق بي وحفيداتي في #الرياض#المراه_السعوديه_تسوق
Finally,
First ride with my daughter @Reem_Alwaleed while she’s driving me and my grand daughters in Riyadh#SaudiWomenDriving pic.twitter.com/rXHPUx79fu
Первой из них стала дочь принца Аль-Валида бен Талала, которая выразила благодарность за предстоящее событие, сказав: «Идеи Мухаммеда бен Салмана — вот, что дало нам этот результат». Эти слова она произносит в видеоролике, который принц опубликовал в своём аккаунте в «Твиттере». На нем он едет по улицам Эр-Рияда после полуночи и в конце произносит: «Слава Аллаху, Саудовская Аравия вошла в XXI век».
Управление машиной женщиной не имеет отношения к религиозному руководству
В апреле 2016 года на пресс-конференции посвящённой своей программе «Видение — 2030» саудовский наследный принц Мухаммед бен Салман заявил о том, что женское вождение не имеет отношения к религиозному руководству. Это управление, которое имеет отношение к самому обществу, принимает оно его или отвергает. Он добавил: «Я подтверждаю, что этот вопрос полностью отвечает желанию саудовского общества. Мы не можем навязывать ему то, чего оно не хочет, но в будущем всегда происходят перемены, и я желаю, чтобы эти перемены были положительными».
Между «за» и «против»
أقترح أن تمنح المرأة السعودية رخصة قيادة صالحة حتى يوم القيامة، تكفيراً لما سلف!
— أيـــمن الغبــيوي (@ayman999) 24 июня 2018 г.
،،
#المراه_السعوديه_تسوق #السائقة_الأولى pic.twitter.com/oT3XKHYqSI
«Я предлагаю, чтобы саудовские женщины получили водительские права, действующие до Судного дня, чтобы покрыть лишения прошедшего периода», — заявил журналист Айман Аль-Гобайви после вступления в силу закона, считая, что это будет равноценно тому, что женщины пережили в предыдущие годы.
١-حفاظا على سلامتها، نرجو ان تدرك المرأة خطورة القيادة في شوارعنا. انها معاناة وليست متعه.عليها ان تتعلم سلوك الطريق فهذا الأهم. المفاجآت في الطريق كثيرة وخطيره بالذات السرعة، ففي شوارعنا القيادة يحكمها المزاج غالبا وليس القانون والأدب..مع الاسف!
— عبدالوهاب الفايز (@AbAlFaiz) 24 июня 2018 г.
#المراه_السعوديه_تقود_السياره
Тем временем Абдель Вахаб Аль-Фаез, работающий в сфере СМИ, с этим несколько не согласен: «Ради своей же безопасности мы надеемся, что женщины поймут опасность вождения на наших улицах, это труд, а не веселье. Они должны учить правила вождения, это очень важно. На дороге случается масса неожиданностей. К сожалению, водят на наших дорогах, руководствуясь настроением, а не законом».
Журналист Абдель Рахман Ар-Рашид подытожил сказанное: «Это был смелый шаг принца Мухаммеда бен Салмана, и его не принуждали его сделать. Он мог оставить ситуацию в Саудовской Аравии такой, какой она была последние 70 лет».