Самара, Россия — Это был глухой ропот, который с трудом можно было расслышать на фоне оглушительного шума, раздававшегося от Монтевидео до берегов Волги. Но ропот недовольства все-таки раздавался, и это был тот звук, которого давно уже боялись российские футболисты, думая, что он будет сопровождать весь турнир. Но похоже, они избежали этого недовольства.
В понедельник ропот все-таки догнал их, но совсем чуть-чуть. Ибо когда игроки покидали «Космос Арену», не столько побежденные сборной Уругвая, сколько с презрением отодвинутые в сторону, они услышали улюлюканье своих фанатов.
Улюлюкали не все — ни в коем случае. Многие российские болельщики аплодировали своей сборной, понимая, что выход в плейофф превзошел все их ожидания.
Тем не менее недовольные возгласы были все же слышны, напоминая о том, как мог пройти этот турнир. Очень многие опасались, что пройдет он плохо для России.
Оглядываясь назад, поражаешься тому, как сильно за 12 прошедших дней и за три матча сборной изменились настроения в России. Накануне первой игры турнира против Саудовской Аравии российский тренер Станислав Черчесов предположил, что «половина страны» узнает о проведении чемпионата мира в России только тогда, когда на стадионе «Лужники» начнется первая игра.
Культовый герой, российский нападающий Артем Дзюба был обеспокоен даже больше, чем тренер. За пару дней до начала турнира он призвал российские СМИ немного больше поддерживать российскую команду. Постоянная критика, заявил футболист, не способствует росту уверенности в себе.
По всей видимости, российские игроки чувствовали себя жертвами, поскольку их представляли не как надежду всей страны, а как виновников того провала, который еще не наступил.
Казалось, что предел амбиций России на этом турнире заключался в том, чтобы избежать унижения и не заработать клеймо худшего организатора чемпионатов мира в истории. Нашлись и такие люди, которые говорили (наверное, несерьезно), что если Россия не проиграет три первых матча группового этапа в своей далеко не самой сильной группе, это уже можно считать успехом.
Сейчас это кажется колоссальной недооценкой, чрезмерным проявлением ложной скромности, никому не нужным паникерством или сочетанием всего этого. Россия не только победила Саудовскую Аравию, но и сделала это стильно, на кураже и с удовольствием. Эти черты не очень-то свойственны российской футбольной традиции, да и стране в целом.
Эта игра задала тон следующей. Россия одержала еще одну эффектную победу, на сей раз, в матче с Египтом. Она стала лидером турнира по количеству забитых мячей, и за одну игру до окончания группового этапа гарантировала себе место в 1/16 финала. Возникло впечатление, что вся страна внезапно оделась в цвета российского триколора.
В этот момент в России от Финского залива до Берингова пролива не осталось ни одного человека, который не понимал бы, что страна проводит крупный и важный футбольный турнир.
Именно такое чувство единения придает чемпионату мира его силу, его способность заставить огромную и разнообразную страну целый месяц неотрывно следить за экраном. Но этот феномен сработал и в обратном направлении. Чемпионат мира в целом очень сильно выиграл от неожиданного энтузиазма россиян.
Поскольку вторжение фанатов со всей Латинской Америки создало яркую палитру для двух первых недель турнира, страна-хозяйка была обязана предоставить им холст. И когда худшие опасения России прошли, она сделала это.
Самара могла стать символом российских трудностей. Строительство стадиона там задержали дольше всех остальных, и город с трудом справлялся с графиком подготовки. Но в понедельник от этого не осталось и следа. Весь центр города очистили от машин, чтобы фанаты могли прогуливаться от центральных районов до набережной, купаясь в праздничной атмосфере. Внутри стадиона все было безупречно. В итоге получилось очень даже неплохо. Это можно сказать как о сборной России, так и обо всей стране.
Не было безразличия, не было тревоги. Россия не хочет, чтобы праздник заканчивался, а гости разъезжались, и чтобы можно было забыть всю эту кутерьму. Она сама устроила этот карнавал, каким и должен быть чемпионат мира по футболу.
В глубине души Россия понимает, что эти приятные чувства ненадолго. Саудовская Аравия и Египет, у которых за эти две недели все пошло не так, как надо, создали России очень мягкую и нежную конкуренцию. Уругвай с его элитным нападением и упрямой и неодолимой защитой должен был раскрыть недостатки и слабости российской команды.
В столице российской ракетной промышленности, на стадионе, который похож на космический корабль, Уругвай опустил страну-хозяйку с небес на землю, сделав это стремительно, жестко и эффективно. Луис Суарес забил в самом начале встречи, Диего Лаксальт вскоре закатил в ворота второй мяч благодаря рикошету от Дениса Черышева. А потом удалили Игоря Смольникова — и все это в первом тайме.
Второй тайм стал процессией. Уругвай держал Россию на привязи, как взрослый сдерживает малыша. А потом Эдинсон Кавани забил третий гол, добавив блеска концовке встречи. Уругвай определенно станет неудобным противником для Португалии в 1/16 финала.
А Россия, несмотря на поддержку страстной московской толпы фанатов, скорее всего, неудобств сопернику не создаст. Эту команду перед турниром не без причин опустили на 70-е место в рейтинге ФИФА. А средства массовой информации и российская публика не без оснований волновались из-за того, что могло произойти.
Против самых лучших команд (а в 1/16 Россию будет ждать Испания) российская сборная вряд ли выстоит. Тот мир, который сегодня кажется далеким, не был игрой воображения, не был плодом какой-то мрачной фантазии. Все вполне реально. Просто пару недель он был нереальным.
В конечном счете этого должно хватить. Надежды усиливаются очень быстро, а разочарование наступает еще быстрее, свидетельством чему стали недовольные выкрики фанатов после игры с Уругваем. Но уже сейчас предельно ясно, что Россия в этом месяце показала себя гораздо лучше, чем ожидали многие. Она заслуживает самых лестных слов за то, что сумела сделать, а не осуждений за то, что сделать не могла. Выход из группы в плейофф — это само по себе немалое достижение. Но гораздо важнее и эффектнее то, как страна вернула себе расположение духа и наслаждается этим праздником футбола.