Построенный Россией мост через Керченский пролив и пограничные корабли РФ все активнее блокируют Азовское море. В итоге грузопоток украинских портов Мариуполя и Бердянска падает, и региону грозят экономические проблемы.
В последнее время российские пограничники останавливали десятки судов, идущих в украинские порты, говорит Андрей Клименко, глава набсовета фонда Майдан иностранных дел. И это, по его словам, не случайности и не стечение обстоятельств, а часть целенаправленной политики северного соседа.
Так, 19 июня в Азовской акватории российские пограничники задержали турецкое торговое судно «Обахан». А в апреле россияне ограничили проход судов в Азовское море из Черного под видом учений.
С 2014 года через Керченский пролив нельзя проходить судам под украинским флагом. Теперь задерживают турецкие, болгарские, хорватские корабли
Ситуация для Украины усугубляется построенным Россией мостом через Керченский пролив — узкие «ворота» в Азовское море. Мост официально открыли в мае 2018 года.
Из-за особенности его конструкции пройти под пролетами могут суда с осадкой (расстояние от ватерлинии до нижней точки днища корабля) не более 8 м. Средние же габариты судов, обрабатываемых в морских портах Азова, по данным Администрации морских портов Украины, превышают эти значения. Их осадка составляет 9,5 м.
Борис Бабин, представитель президента Украины в Автономной Республике Крым, уверен: действия России могут окончательно «закупорить» Азовское море. «Это по‑настоящему экономическая блокада, итог, который для нас будет очень печальным», — говорит он.
В Министерстве инфраструктуры уже подсчитали: при подобном развитии ситуации убытки одного лишь госбюджета составят около 0,5 миллиарда гривен в год.
Операция Блокада
Действия российских пограничников, по словам Клименко, в последнее время схематичны: они задерживают транспортные корабли, идущие в украинские порты. Делают это или перед Керченским мостом, или уже в самом Азовском море. И проверяют все — от самого груза до личных вещей команды. Иногда процедура растягивается на несколько суток.
Айна Чагир, начальник службы по связям с общественностью Мариупольского морского торгового порта, называет множество подобных примеров. Так, в начале июня теплоход Селекта, направлявшийся в Мариуполь, простоял в ожидании досмотра у входа в Керченский пролив 38 часов. А затем россияне остановили его еще раз — уже в азовских водах — на три часа.
Любые задержки увеличивают расходы судовладельцев — каждые лишние сутки в пути значат для них в среднем минус 15 тысяч долларов. Российские «проверки» сказываются и на самом Мариуполе. «Со 2 по 4 июня порт простоял без грузопереработки, поскольку весь шедший в него флот задержали для досмотра в Керченском канале», — говорит Чагир. Исторически оба порта, как Бердянск, так и Мариуполь, завязаны на обслуживание большегрузных судов. Именно их и блокируют россияне.
Оксана Затворницкая, старший экономист Центра экономической стратегии, рассказывает: 70% грузооборота Бердянского порта формируется за счет экспорта зерновых и строительных грузов. Но теперь оборот падает: в 2017‑м он снизился на 37%. Причем тогда Керченский мост еще не был открыт.
Экономические проблемы портов влекут за собою и социальные. «Порт в Бердянске — градообразующий. Начнутся у него экономические проблемы, и люди скажут — виноват Киев. Это прямая диверсия против нашей страны», — говорит Бабин.
Он уточняет, что на востоке и юге страны настроения и так довольно пророссийские. И дополнительные экономические проблемы, искусственно создаваемые соседями, дискредитируют украинскую власть.
Очистка воды
Ответные действия Украины носят в основном дипломатический характер. Так, еще в 2016 году отечественный МИД инициировал международный арбитраж для защиты и восстановления прав Украины в акваториях Черного и Азовского морей и Керченском проливе. «Однако процесс рассмотрения подобных споров обычно бывает довольно продолжительным», — признались в дипломатическом ведомстве.
У Украины в Азовском море есть флотилия пограничных катеров — ее численность официальные власти не раскрывают. Тем не менее Игорь Кабаненко, адмирал запаса, выступает за более активное использование этих судов: стоит создать из них мобильные группировки, которые бы реагировали на задержание торговых кораблей. «Да, они [группировки] не будут суперсовременными, — говорит эксперт. — Но смогут сдерживать развитие негативных сценариев в прибрежных водах».
Бабин утверждает: сейчас в офисе президента Петра Порошенко разрабатывают меры по защите украинских интересов в регионе. В частности, есть планы увеличить военный контингент в Азовском море.
«Нельзя легкомысленно относиться к действиям россиян, — говорит представитель главы государства. — Они ведут войну с нами. И прощупывают, где еще могут оттяпать кусок».