Интервью с Онджеем Кундрой (Ondřej Kundra) — руководителем раздела «Политика» чешского еженедельника «Респект» (Respekt) и автором книги «Агенты Путина: как российские шпионы похищают наши секреты»
Gazeta Wyborcza: Почему Прага стала излюбленным местом шпионской деятельности россиян?
Онджей Кундра: Это связано с историческими причинами. После «Пражской весны» глава КГБ Юрий Андропов и другие коммунистические начальники решили, что лучший способ предотвратить подобные восстания — задушить демократические тенденции в зародыше при помощи спецслужб. Именно он постановил создать в Праге резидентуру разведки и начать там тайную шпионскую деятельность, которая до этого не велась ни в Чехословакии, ни в других странах Восточного блока.
Андропов отправил в Прагу большое количество нелегалов. Их главная задача состояла в том, чтобы следить за связанными с демократическим движением политиками, которые не могли смириться с поражением «Пражской весны», и воздействовать на них. Миссия увенчалась успехом, а КГБ решил, что резидентуру можно использовать и в других целях. В первую очередь речь шла о расширении поля деятельности на другие страны Центральной Европы.
Потенциал пражской резидентуры возрос благодаря появлению Шенгенского соглашения: сейчас можно легко отправиться из Чехии в любую страну ЕС и остаться незамеченным. Третья причина состоит в том, что наши элиты раздроблены, и россияне об этом знают. Наиболее пророссийскую позицию занимает президент Милош Земан (Miloš Zeman). У нас нет общенационального консенсуса по вопросу России, как, например, в Эстонии, где все, даже расходясь во мнениях в других темах, считают Москву угрозой.
— Президент Земан критиковал решение о выдворении из Чехии трех российских дипломатов, принятое в рамках ответной реакции на произошедшее в Великобритании отравление Сергея Скрипаля и его дочери. Кем были эти россияне?
— Все они находились здесь уже давно и занимали официальные должности, например, советника по экономическим вопросам. Двое были сотрудниками Службы внешней разведки, третий — Главного разведывательного управления. Один из агентов СВР руководил отделом безопасности: он следил за находящимися в его ведении лицами (в том числе дипломатами), а те подавали ему отчеты о встречах, которые они провели в течение дня, сообщали о людях, с которыми познакомились. Они докладывали даже о том, что собираются вернуться в посольство после 23 часов.
— В окружении Земана есть люди, поддерживающие тесные связи с Кремлем. Пытаются ли они оказать влияние на правительство и склонить его проводить пророссийскую политику?
— Да. Один из таких людей — это «серый кардинал» Мартин Неедлы (Martin Nejedlý), который даже не занимает никакого официального поста. В прошлом году он был гостем на дне рождении Юрия Ушакова — политического советника, который имеет непосредственный доступ к Путину. Также Неедлы встречался с главой корпорации «Росатом». Чехам нужна новая АЭС, а россияне, разумеется, хотят, чтобы те выбрали их предложение. Неедлы уверял россиян, что президент Земан обсудит эту тему с премьер-министром Андреем Бабишем (Andrej Babiš) и найдет способ, чтобы российская компания получила контракт.
— В Чехии регулярно появляются новости о задержании россиян, которых подозревают в шпионской деятельности. Два года назад в Праге арестовали российского хакера, который похитил огромное количество данных с одного американского портала. Он работал в Чехии?
— У нас нет оснований утверждать, что он каким-то образом контактировал в Чехии со спецслужбами. Он чувствовал себя довольно свободно, поскольку между российской и американской стороной существует договоренность о том, чтобы не задерживать людей, которых подозревают в шпионской деятельности. Все изменилось после того, как россияне вмешались в ход американской предвыборной компании, в итоге хакера арестовали.
Любопытной была реакция Земана: он требовал, чтобы россиянина выслали не в США, а в Россию, и пытался оказать давление на министра юстиции, который, согласно чешскому законодательству, принимает решение об экстрадиции. Давление было настолько сильным, что у всех сложилось впечатление, будто Земан работает на Кремль.
— Возможно, россиянам удается оказывать на него воздействие. А верят ли российской пропаганде простые чехи?
— Чешская контрразведка в своем недавнем докладе предупреждает, что Россия стремится влиять на политиков, а также принимающиеся законы и делает это в том числе при помощи СМИ. В данном случае речь идет прежде всего об интернет-ресурсах. Людей, которые за ними стоят, очень сложно «поймать за руку». Недавно я пытался выяснить, кто занимается одним анонимным порталом. Оказалось, что это чехи, которым сотни других наших соотечественников переводят огромные суммы. Порой распространение российской пропаганды может обходиться даже без участия россиян.