О себе он говорит, что является путешественником разными способами. Издатель Милан Папрчка имеет в виду транспорт, на котором он отправляется в путешествие. «С 15 лет — это мотоцикл, потом прибавился двухместный самолет, а недавно я купил автодом», — говорит Папрчка. Дело в том, что его семья увеличилась, и он хочет, чтобы его дети получали такое же удовольствие от путешествий, как и он сам.
В первое большое путешествие, о котором он вспоминает до сих пор, Папрчка отправился в восемь лет вместе с родителями. В Болгарию они отправились в доме на колесах. Он помнит эту поездку потому, что впервые поймал морскую волну на виндсерфинге. «К взрослой доске мой отец приделал маленький парус, и я научился серфингу. Этот спорт мне нравится до сих пор».
Спортивные впечатления — вот главная цель большинства путешествий Милана Папрчки, чье издательство CBS работает в Чехии и Словакии. Его привлекают «холодные края». Например, он ездил на мотоцикле на Нордкап и еще хотел бы слетать туда на самолете. «Аэропорт Хоннингсвог, который находится в самом северном городе Норвегии, мне очень понравился. Я хотел бы на нем приземлиться. Также меня влечет Антарктида, Аляска и Чукотка. И если я уж туда прилечу, то обязательно искупаюсь в местных водах», — рассказывает об еще одном своем хобби Милан Папрчка, ради которого путешествует по миру. Речь идет о плавании в ледяной воде. Без термокостюма. Только в плавках и шапке.
Лед на реке был толщиной в один метр. А ведь был март, и в Тюмени была весна. Температура воздуха была около минус 20 градусов Цельсия, а зимой там бывает даже минут 50 градусов. «Вода замерзала буквально на глазах», — рассказывает Папрчка.
Однако Тюмень, связанная с добычей нефти и газа, произвела на чешского издателя благоприятное впечатление. «Я ожидал типичной России, какой ее изображают в американских фильмах: жигули и грязь на улицах. Но Тюмень по-настоящему красивый город с исторической и современной частью, с красивой пешеходной набережной, обрамленной скульптурами. Мне понравилось там, несмотря на жуткий холод».
Украина: словацкий флаг лучше спрятать
На Украину Милан Папрчка отправился с двумя друзьями на мотоциклах. Тогда там только росла напряженность. Он видел баррикады, встречал вооруженные патрули, а в Донецк не поехал. «Но мы слышали стрельбу. Существовала реальная угроза того, что будет объявлено военное положение, баррикады передвинут или что-нибудь в этом роде, и мы там застрянем».
В это путешествие предприниматель отправился на чоппере. Правда, учитывая состояние украинских дорог, это оказался не лучший выбор. «На тамошних ужасных дорогах, где можно было потеряться, потому что в горах они вдруг обрывались, я его много раз ремонтировал. Но, с другой стороны, поскольку чоппер не туристический мотоцикл, у путешествия было свое очарование», — полагает Папрчка.
В Одессе, которая была целью его мотопутешествия, Папрчка не заметил явной неприязни к России. По его словам, в местном клубе русские и украинские мотоциклисты прекрасно ладили. Но все равно из-за политической напряженности на Украине ему пришлось припрятать словацкий флаг, который развевался на его мотоцикле. Но ненависть к Словакии тут не при чем. «Поскольку во время езды флаг обмотался вокруг древка, не был виден словацкий герб, и флаг казался русским. Местные мне посоветовали снять от греха подальше. Причины понятны: в Донецке тогда стреляли каждый день».
Чехия: из самолета это сказочная страна
Издательство CBS, которое основал Милан Папрчка, специализируется на нарисованных от руки картах и фотоальбомах, составленных из фотографий, которые были сделаны именно из его самолета. Папрчка либо сидел за штурвалом, либо рядом с пилотом и фотографировал. В серии «Чешское небо» уже вышло десять книг.
«Больше всего мне нравится, как из самолета выглядит Чехия. Это сказочная страна, природа которой соответствует гимну. Тихие деревушки с прудами. А Словакия, наоборот, неукротимая: вверх-вниз», — рассказывает Папрчка, уроженец Словакии. Он любит вспоминать фотосессию 2016 года, когда многие из чешских городов, понравившихся ему с неба, он потом посетил на земле.
Он налетал тысячу часов и, разумеется, не всегда полеты были безопасными и комфортными. Так, например, однажды Милан Папрчка неправильно предугадал погоду, и ветер прижимал его к земле. В другой раз он попал в такой вакуум, что снова летел на опасно низкой высоте. «Авария у меня случилась лишь однажды, когда я забыл выпустить шасси. При посадке кроме них повредился еще и винт».
Однако о прекращении полетов Папрчка задумался не из-за аварии, а из-за полетов по работе. «Летать только из-за бизнеса и над уже известными местами мне не нравилось. Поэтому я купил еще один самолет для второго экипажа. Он летает над Словакией, а я в этом году собираюсь полетать над Западной и Южной Чехией и для работы, и для удовольствия».