Несколько минут спустя после того, как Россия обыграла Испанию в серии пенальти, в рунете начали циркулировать картинки с президентом Владимиром Путиным. На них восседающий в Кремле царь отдавал распоряжение: «Пожаловать часть Украины российскому вратарю». В Крыму, где со времен окончания холодной войны наблюдается один из жесточайших экономических кризисов, болельщики показывали друг другу на мобильных телефонах изображение президента и не упускали случая пошутить: мол, своим неожиданным результатом и успехом на чемпионате мира российская сборная обязана уже определившемуся победителю: Владимиру Путину.
Не секрет, что чемпионат мира призван укреплять патриотический настрой в России, пусть даже он сопровождается цензурой и нарушениями прав оппозиции. Однако в Крыму местные власти приложили все возможные усилия к тому, чтобы жители нового региона ощутили преимущества своего нахождения в составе страны, принимающей у себя Кубок мира.
В минувшее воскресенье (1 июля) на центральной площади Севастополя собрались тысячи людей, чтобы отпраздновать победу России в матче против Испании, в то время как футбольные фанаты и местные политики особо подчеркивали важность этого результата в деле укрепления лояльности региона Москве. «Победы, подобные этой, помогают объединить страну», — сказал «Эштадау» губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, все еще под впечатлением от бурных торжеств. Член партии Путина, местный политик не преминул преподнести выход в четвертьфинал как политическое достижение: «Севастопольцы показали, что Крым — это Россия».
Пока мы беседовали, узкие портовые улочки города заполняла толпа людей с флагами, а над территорией, которая до 2014 года считалась украинской, эхом разносилось: «Россия, Россия, Россия!»
Этот день в Крыму начинался с беспрецедентных мер предосторожности. Однако политическая тема оставалась вездесущей. «Мы будем поддерживать нашу сборную. Крым — тоже Россия», — сказал ведущий импровизированной фан-зоны города Севастополя. Он, как и все болельщики, заполнившие центральную площадь приморского города, знал, что поддержка сборной России — это вопрос, имеющий отношение не к одному только спорту.
«Подобный матч способен объединить людей лучше, чем сорок лет официальной пропаганды», — сказала жительница Севастополя Лариса Козлова, служащая российских вооруженных сил, в воскресенье она тоже размахивала своим флагом.
В одном углу площади желающие могли бесплатно сфотографироваться на фоне огромного российского флага с надписью: «Крым наш». В 2014 году аннексия Крыма Россией произошла после того, как Путин предложил провести в регионе всенародный референдум.
Однако за несколько недель до начала голосования международные организации осудили усиленное военное присутствие России на полуострове, которое делало практически невозможной кампанию оппозиции, выступавшей против аннексии.
Кремль не остановили ни санкции, ни международное осуждение. Между тем сегодня любой, кто публично решится поставить под сомнение законность аннексии, рискует оказаться под арестом и на пять лет лишиться свободы. За два дня группа наших репортеров объехала десяток крымских городов, и каждый раз, когда мы заводили разговор о последствиях аннексии, наши респонденты отказывались от комментариев либо понижали голос до шепота.
Наиболее колеблющейся группой среди жителей Крыма было татарское население, которому аннексия Россией, как считается, принесла наибольший ущерб. «Я не была сторонницей присоединения. Но голосование прошло так быстро, что у нас не было времени на ответные шаги и мобилизацию», — сказала работница сельского хозяйства из Ялты, она не стала называть свое имя, опасаясь подвергнуться репрессиям.
После включения Крыма в состав России российское правительство свернуло совет руководителей татарского населения, отключило телевизионный канал, вещавший для этой этнической группы, и регулярно подвергает арестам татарских активистов.
Люди предпочитают не болеть за Украину
Если сегодня Крым живет Кубком мира и болеет за Россию, то всего шесть лет назад регион по телевизору следил за тем, как его прежняя страна принимала у себя еще одно крупное спортивное событие: Евро-2012 на Украине.
Но сегодня бывшие украинские граждане отказываются говорить о прошлом. Закон не запрещает им рассказывать о том, как они жили раньше. Но страх настолько велик, что люди предпочитают и здесь хранить молчание. Дмитрий, менеджер одного из ялтинских ресторанов, так и не ответил на наш вопрос о том, болел ли он за свою бывшую страну.
Даже в импровизированной фан-зоне завернувшиеся в российские флаги студентки Дарья Пришутова и София Степуренко не горели желанием рассказывать о том, что они делали во время международных турниров, когда регион принадлежал Украине. «Это наш первый Кубок. Я не помню, как было раньше», — сказала 17-летняя София. На вопрос о том, как шесть лет назад на Украине проходил чемпионат Европы, девушка уклончиво ответила: «Помню только, что мой отец следил за каждой игрой».
Как только «Эштадау» обратилась к служащей госсектора Анне (54 года) с вопросом о том, доводилось ли ей когда-нибудь надевать футболку украинской сборной в те времена, когда Крым находился под контролем киевского правительства, ее тут же под руку увел муж. Из более чем десяти опрошенных только один человек признался, что болел за Украину. «Конечно, я болел за Украину. Тогда у нас не было выбора», — говорит уже изрядно выпивший Игорь — фамилии называть никто не хотел.
На полуострове не было официальной фан-зоны — и произошло это отнюдь не из-за отсутствия давления со стороны Кремля. В конце концов, возможность доказать местному населению, что оно тоже — часть чемпионата мира, и что аннексия принесла им реальные выгоды, могла оказаться для Москвы весьма эффективным маневром. Между тем этот план столкнулся с еще большей проблемой: международными санкциями. Действующая при поддержке пяти западных спонсоров, среди которых McDonald's, Coca-Cola и Visa, организация отказалась открывать в Крыму официальную фан-зону. Город Севастополь проигнорировал это решение и создал собственную — с хот-догами, сладкой ватой, пивом других брендов и импровизированным магазином ФИФА, где можно приобрести контрабандный, а вовсе не официальный товар.
Это место — своего рода зеркало региона и тех трудностей, которые он сегодня переживает. В Крыму, не признанном Западом и находящемся под действием санкций, не принимают иностранные кредитные карты и работают только российские симки. Благодаря новому и современному аэропорту крымская столица Симферополь теперь связана с более чем 50 городами России. Однако если житель Крыма захочет поехать в Киев, он должен лететь в Москву, оттуда в Минск и уже потом сможет попасть в Киев. Иностранные туристы больше не приезжают на полуостров, ставший исключительно местом отдыха россиян. В аэропорту Симферополя закрыто крыло международных рейсов.
Регион покинули и зарубежные бренды. Явным признаком санкций стал заброшенный McDonald's, некогда работавший на одной из центральных улиц Ялты. На их место приходят новые закусочные с рекламными объявлениями, свидетельствующими о том, что их сотрудники имеют опыт работы в международных сетях быстрого питания, вроде McDonald's. Так, кафе Starbucks были заменены сетью под названием Starducks, тоже с круглым символом в зеленых тонах. А на месте Kentucky Fried Chicken («Жареный цыпленок из Кентукки») возник Crimean Fried Chicken («Жареный цыпленок из Крыма»).