«Боже, сделай так, чтобы наши выиграли!» Пока испанцы в матче 1/8 финала чемпионата мира против команды России отдавали друг другу тысячный пас на поле московского стадиона «Лужники», Людмила Ивановна сидела перед телевизором на даче в сотне километров от столицы и молилась за победу своей сборной.
На восьмой минуте дополнительного времени ее молитвы стали бесполезны. По крайней мере, прямая связь со стадионом оборвалась: телевизор, а вместе с ним и все остальные электроприборы «испустили дух» — во всем поселке отключился свет. Счет в это время был 1:1. 73-летняя пенсионерка очень разнервничалась, хотя обычно она интересуется футболом не больше, чем бабочка интересуется будущей зимой.
Она срочно стала звонить родственникам, чтобы узнать счет в матче. До своей 87-летней сестры Валентины ей дозвониться не удалось — как потом выяснилось, та в этот момент сидела перед работавшим на полную громкость телевизором и попросту не слышала ее звонка.
Людмилу Ивановну спас муж ее племянницы Виктор: он сам сразу после серии пенальти позвонил ей и сообщил радостную весть. Так что в конечном итоге вечером она смогла поднять бокал за победу сборной России, в которую она, по собственному убеждению, внесла свою лепту, молясь за нее.
В эти дни вся страна неистово поддерживает свою команду. А ведь изначально многие были уверены, что ей лишь при большом везении удастся преодолеть групповую фазу турнира, а уж в то, что удастся победить Испанию, вообще почти никто верил. После этой победы тренер сборной Станислав Черчесов заявил, что для России чемпионат только начинается. Соответственно, эйфория среди русских огромна — а вместе с ней и патриотическая гордость.
Под лозунгом «Патриотизм россиян зависит от успеха сборной» сайт российской государственной радиостанции vesti.ru опубликовал любопытную статистику: в ходе турнира значительно вырос спрос на российские флаги. Обычно такие товары активно продаются на патриотические и военные праздники — День Победы, День ВДВ и т.д.
Еще одним поводом для повышенного спроса на флаги стал Чемпионат мира по футболу. После двух первых побед сборной пользователи сайта avito — российского аналога ebay — в среднем вдвое чаще интересовались триколорами, чем год назад.
Своего апогея спрос достиг в преддверии игры с Уругваем: плюс 191% — правда, после поражения вновь несколько снизился. Цифры на день игры с Испанией пока неизвестны, но не исключено, что был установлен новый рекорд.
Продажи других болельщицких атрибутов: красных футболок с двуглавым орлом, фанатских шарфов и т.д. — также значительно выросли. Наряду с товарами в бело-сине-красных цветах популярностью пользуются также желто-черно-белые предметы — в цветах Российской империи. Часто на них написано: «Мы русские — с нами Бог!» При этом на всех играх — даже на тех, в которых российская сборная не участвует, — болельщики скандируют: «Россия! Россия!»
Но, несмотря на некоторый националистический подтекст, никакой агрессии не ощущается. Российские хулиганы, которые существенно подпортили имидж своей страны во время чемпионата Европы во Франции, благодаря серьезным мерам безопасности в преддверии и во время турнира, не дают повода для разговоров о них — ни о каких уличных беспорядках даже речи нет.
Напротив: многие иностранцы были удивлены гостеприимством русских, которые сами наслаждаются своей ролью и демонстрируют свою открытость и толерантность всему миру. Во многих «фан-зонах» царит настоящее карнавальное настроение — люди заводят себе новых друзей из самых разных стран.
Впрочем, последний момент не слишком нравится наиболее консервативным кругам патриархальной страны. Глава комитета по вопросам семьи в Госдуме Тамара Плетнева открыто призвала соотечественниц избегать сексуальных связей с иностранцами, напомнив, что после Олимпийских игр 1980 года, проходивших в Москве, в СССР появилось множество несчастных матерей-одиночек. Еще одна опасность состоит в том, что отцы-иностранцы в будущем могли бы увозить своих детей в другие страны, вполне серьезно предупредила Плетнева.
Эти слова возымели действие: во время ЧМ многие СМИ и блоггеры подхватили эту тему и начали критиковать российских женщин за их якобы чрезмерную открытость для иностранцев. Один из журналистов газеты «Московский комсомолец» даже написал статью под названием «Время шлюх: россиянки на мундиале позорят себя и страну».
Либеральные масс-медиа, в свою очередь, стали заступаться за право женщин на самоопределение (в частности, на сексуальное), что, в свою очередь, стало поводом для православного телеканала «Царь-град» обвинить эти СМИ в пропаганде «крайнего феминизма и сексуального распутства». Так что эта тема вызвала резонанс в обоих противостоящих друг другу лагерях. Останется ли это лишь неким «летним феноменом»? Ответ на этот вопрос станет известен по окончании Чемпионата мира.