В ХІХ веке американская власть была очень коррумпирована. Тогда любой чиновник от федерального до местного, даже если речь шла о работе на почтамте — платил за то, чтобы его назначили на какую-либо должность.
Как эта система изменилась? Прежде всего благодаря политической борьбе. Сначала возникло новое общественное движение, участникам которого надоело взяточничество и кумовство. Они писали письма в прессу, направляли обращения конгрессменам. Затем их лидеры организовали прогрессивную коалицию, чтобы продвигать закон Пендлтона — реформу госслужбы, целью которой было — изменить правила назначения на ключевые должности. Согласно документу, в правительство должны были набирать тех, у кого есть опыт и профессиональные знания, а не приближенность к определенному кругу у власти.
Именно так все должно работать в любой стране.
Коррупция — это фундаментальная политическая проблема. Коррумпированные политики — по своей дурости или в силу отсутствия достаточно образования — не понимают, что у современных государств должна быть прозрачная и подотчетная обществу власть. Впрочем, лекции таким политикам уже не помогут. Говорить коррумпированным чиновникам о том, что в Сингапуре или в Дании все работает по-другому и Украине нужно так же — тоже не поможет. У таких политиков просто пора отобрать власть и заменить действующие элиты на те, которые способны вести себя по-другому.
Вот почему я считаю, что выборы, которые предстоит пережить Украине в 2019 году, станут важнейшим моментом и вашей проверкой власти. Так же, как и выборы, которые пройдут в ноябре в США, станут самыми важными выборами в американской истории, ведь они дадут возможность американцам оценить эффективность той администрации, которую они выбрали в 2016 году. Эти американские выборы могут привести к поразительным изменениям в США, так же, как украинские — на Украине.
У вас продолжается серьезная борьба вокруг НАБУ. МВФ и другие международные институты обеспокоены этим. Они не понимают, действительно ли власть предана борьбе с коррупцией? Конечно, существуют определенные сложности в этой борьбе, но если бы внешний мир увидел эту преданность, то Украина бы гораздо лучше воспринималась на внешней арене.
И когда говорят об усталости от Украины, которая возможно существует в Вашингтоне, имеют в виду именно это: мы не видим развития борьбы с коррупцией, а поэтому не видим смысла в том, чтобы поддерживать системную коррупционную страну, которая не желает от этого наследия избавиться.