Бангкок. Когда футбольная команда еще боролась в пещере за свою жизнь, правитель Таиланда Прают Чан-Оча (Prayuth Chan-ocha) уже выступил с деловой идеей. А ведь эту пещеру можно превратить в аттракцион для туристов, заявил глава военного правительства. «Она теперь известна во всем мире, — сказал Прают Чан-Оча. — Она станет важной достопримечательностью, и мы будем прикладывать усилия в этом направлении». Прают Чан-Оча — не единственный официальный представитель страны, который уже думает о бизнес-плане. Туристическое агентство ТАТ и губернатор провинции рассчитывают, что эта пещера в ближайшие месяцы или даже годы может стать местом паломничества для любителей зрелищ.
Пещера Тхам Луанг должна стать теперь «главной достопримечательностью», обещают чиновники в сфере развлечений: местное турагентство уже работает, по его собственным данным, над составлением туристического маршрута для ставшей знаменитой пещеры. Этот маршрут должен проходить также мимо деревень, где выращивают чай и изготавливают шелковичную бумагу.
А теперь миллионы людей вдруг стали связывать эту местность с якобы случившимся чудом. Даже съемочная группа из Голливуда рыскала перед пещерой среди тысяч журналистов в поисках впечатлений. Местная туриндустрия мечтает о таком же эффекте, какой повлек за собой фильм «Пляж» с Леонардо Ди Каприо. Место съемки в Майя Бэй на Пхи-Пхи привлекло в конце концов столько людей, что в этом году его впервые пришлось закрыть из-за ущерба для окружающей среды.
Для Таиланда туризм в последние годы становится все важнее: другие отрасли экономики почти совсем не развивались, зато чуть ли не каждый год ставился новый рекорд посещаемости. Эту страну открыли для себя прежде всего представители быстро развивающегося китайского среднего класса. В прошлом году Таиланд посетили свыше 35 миллионов туристов, треть из них —китайцы.
Более 12% своего ВВП Таиланд стал получать непосредственно от туризма. Правительство и предприниматели поняли, что проще всего зарабатывать деньги на туризме. Однако пока еще выгодный бизнес имеет свои границы. Долговечность и безопасность тайского туризма могут уйти в прошлое — это стало очевидно в последние дни.
В то время как западные СМИ сосредоточились на драме в пещере, около Пхукета затонуло туристическое судно, и погибли свыше 40 человек. Несмотря на сильный ветер, этот корабль отправился к небольшому острову. Большинство погибших были китайцами. Это лишь один из ряда несчастных случаев с судами и автобусами за недавнее время. Причиной зачастую становятся слабые или неосуществленные меры безопасности.
Таким образом этот туристический рай в Юго-Восточной Азии постепенно утрачивает свою репутацию безопасной страны для туристов. Британская страховая компания Endsleigh назвала в своем июньском докладе Таиланд самым опасным местом в мире. Большую угрозу для туристов представляет собой прежде всего ужасное дорожное движение.
А теперь и попавшая в центр внимания пещера в национальном парке, по-видимому, оказалась недостаточно безопасной. Несмотря на благополучный исход этой драмы, правительство опасается критики. По соображениям безопасности чиновники закрыли сейчас почти 170 пещер по всей стране. Меры безопасности в пещере Тхам Луанг также должны быть значительно улучшены — еще до того, как туда хлынет ожидаемый поток туристов.