Возможно, это самая сложная и важная среди дипломатических миссий, предпринятых иранской делегацией на протяжении долгого времени, в той мере, в какой Тегеран считает, что нынешний этап наиболее важен и опасен. Стало очевидно, что советник по международным делам иранского лидера Али Хаменеи, «человек для сложных миссий», коим является Али Акбар Велаяти, приехал в Москву с предложениями, которые представляют собой резюме консультаций и анализа, проведённого лицами, принимающими решения в Иране на самых высоких уровнях, чтобы выбрать наиболее подходящие варианты действий.
Двух часов, которые Велаяти провёл в Кремле на встрече с президентом России Владимиром Путиным, было достаточно, чтобы разработать ответ, или большую его часть, на очередное американское наступление на его страну. В ожидании завершения миссии этого чиновника в Китае Тегеран приступил к реализации своей стратегии, которую руководство представило несколько недель назад под названием «Направление на Восток». Таким образом, Тегеран больше не делают ставку на запятнанные взаимными подозрениями отношения с европейцами в сфере экономического и торгового сотрудничества, разрабатывая альтернативы в ответ на политическое выравнивание, угрозу аннулирования ядерного соглашения и возобновление эмбарго со стороны США.
Отсюда можно сделать вывод, что визит Велаяти отличается от миссий других специальных посланников президента Хасана Роухани, имевших встречи с лидерами дружественных Тегерану стран, чтобы заявить об иранской позиции в ответ на давление, санкции и изменение позиции США по ядерному соглашению. В ходе своего визита в качестве посланника иранского президента Велаяти доставил сообщение Путину не только от его иранского коллеги, но и от лидера Хаменеи. В преддверии встречи иранский гость выступил с заявлением, в котором сообщил, что его миссия — часть «стратегии» и «поворота» в российско-иранских отношениях. Самый важный итог данного визита, который можно рассматривать как иранский стратегический ответ (или часть этого ответа) на жёсткие атаки США на режим в Тегеране, в значительной степени обесценит санкции США и укрепит позиции Ирана на следующий же день после вступления санкций в силу.
Российско-иранская сделка, которую Путин заключил с Велаяти, станет водоразделом между тем, что было и тем, что будет. В дополнение к влиянию московских встреч на двусторонние отношения между двумя странами подписанные соглашения укрепляют иранскую позицию на трёх направлениях: переговоры с европейцами, американское давление в контексте того, что стороны могут достичь в ходе саммита в Хельсинки, а также внутренняя экономическая ситуация, которую можно улучшить, имея более выгодную переговорную позицию. Следует обратить внимание на дату визита. Так, он прошёл после недавней встречи министров иностранных дел стран в Вене, подписавших соглашение, что нельзя рассматривать в качестве провала с иранской точки зрения ввиду отсутствия достаточных европейских гарантий. Вполне вероятно, что Иран намеревался отложить встречу, чтобы не провоцировать европейцев, и в то же время побудить их привести в действие 11 заявленных в Вене гарантий, чтобы обеспечить коммерческую выгоду от ядерного соглашения.
В заявлении Кремля по поводу прошедшей встречи говорится, что стороны обсудили ситуацию в Сирии, двусторонние отношения и послания от Хаменеи и Роухани. Ссылаясь на слова Путина, Велаяти отметил, что Россия отвергла решение США ввести санкции в отношении Ирана и подчеркнула, что будет поддерживать Иран и защищать его права. Иранский посланник также сообщил, что Хаменеи похвалил успешное развитие отношений с Россией, назвав ее стратегическим партнёром, и с нетерпением ожидает продолжения этого курса.
Процесс мобилизации иранских друзей и союзников в рамках миссии Велаяти, которая, как ожидается, будет завершена в Пекине, подталкивает Соединённые Штаты также начать мобилизацию сил против Тегерана. Госсекретарь США Майк Помпео вновь призвал союзников США присоединиться к кампании по экономическому давлению на Иран. По словам президента США Дональда Трампа, эти действия имеют результат, так как Иран действует в отношении США с гораздо большим уважением, чем раньше. Как заявил американский лидер в кулуарах саммита НАТО в Брюсселе, продолжение давления заставит Тегеран пойти на соглашение с Вашингтоном в сфере безопасности. «Я знаю, что у них много проблем, и их экономика рушится», — отметил президент. — Но я скажу вам следующее: в какой-то момент они позвонят мне и скажут: давайте договоримся. Сейчас им очень больно».