Хорошее начало, успешные переговоры, возможность вместе сделать много хорошего. На саммите в Финляндии президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп, как и ожидалось, не подписали никакого договора и ограничились прокламациями о том, что встреча сама по себе — это успех и позитивный сдвиг.
Кто из двух политиков больше выиграл в Хельсинки? Судя по заявлениям на пресс-конференции, ясно: это Владимир Путин.
Как минимум в двух вопросах американский президент пошел ему навстречу. Трамп согласился с утверждением Путина о том, что Россия не вмешивалась в американские президентские выборы в 2016 году.
«Я не вижу причин, чтобы Россия вмешивалась в президентские выборы. Между мной и российским президентом не было договоренностей», — заявил американский президент. Так в присутствии Путина он опроверг выводы американских спецслужб, которые, напротив, подтвердили попытки России повлиять на выборы.
Также Трамп явно не давил на Путина в вопросе российской аннексии Крыма. Для российского президента этот вопрос принципиален, поскольку большинство россиян поддерживает аннексию. «Для России вопрос Крыма является закрытым», — заявил Путин после переговоров.
Ничего удивительного, ведь Трамп и раньше намекал, что не видит смысла в оспаривании российской власти над Крымским полуостровом.
По-видимому, в таком же духе стороны обсуждали и украинскую тему. «Соединенные Штаты могут настроить Украину на выполнение Минских соглашений о перемирии», — заявил российский президент.
Из этого следует, что в ходе разговора Трамп, вероятно, обвинял Россию, что она сама не выполняет минские договоренности 2015 года.
С Ираном все по-другому. Путин заявил, что во время встречи Трамп высказал свои опасения за безопасность Израиля. В переводе с дипломатического языка это означает, что американский президент призвал российского коллегу ограничить влияние Ирана и его вооруженных сил в Сирии.
Иран и Россия оказывают военную поддержку режиму сирийского президента Башара Асада и внесли большой вклад в то, что по прошествии семи лет войны он наконец-то побеждает. Однако Иран — враг Израиля, а ратующий за Израиль Трамп всецело поддерживает его позицию.
Перед встречей некоторые американские СМИ спекулировали о том, что Трамп согласится с тем, что Россия поддерживает Асада у власти как своего союзника в обмен на выход Ирана из Сирии.
В Хельсинки Трамп был в более сложном положении, поскольку дома ему приходится отражать нападки и критику, связанную с его лояльным отношением к России. Проводится расследование, цель которого — выяснить, не помогла ли Москва Трампу сесть в президентское кресло.
На вопрос журналиста, хотел ли он победы Трампа на выборах 2016 года, Путин ответил, что да. Этим он, конечно, не помог Трампу разобраться с его проблемами внутри США.
Американский лидер заранее перестраховался, заявив, что противники будут критиковать его независимо от исхода переговоров в Хельсинки. «К сожалению, неважно, как хорошо я справлюсь на саммите, если мне сдадут великий город Москву как плату за все грехи и зло, совершенные Россией за годы, меня все равно ждет критика, что этого было недостаточно, что я должен был взять Санкт-Петербург в придачу!» — пошутил президент США в своем любимом «Твиттере».
В отличие от Трампа, президент России не подвергается никакому давлению у себя дома. За большой успех он может выдавать уже сам факт того, что саммит состоялся, и преподносить его как подтверждение, что России удается преодолевать изоляцию, устроенную Западом из-за событий на Украине.
В Хельсинки Трамп снова подтвердил, что наслаждается позицией государственного лидера, который убеждениями и дипломатией добивается перелома. Первый пример — встреча в июне с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, второй пример — нынешняя продолжительная беседа с Владимиром Путиным.
«Мы хорошо поговорили с Трампом, надеюсь, стали лучше понимать друг друга, и я Дональду за это благодарен», — отметил Путин, оценивая несколько часов, которые провел с Трампом в столице Финляндии.