Rzeczpospolita: Что рассказал о лидерах России и США их язык тела на встрече в Хельсинки?
Мауриций Северин: Оба политика старались применять свои отработанные схемы поведения на публичных мероприятиях. Они хорошо этому обучены. Хотя они держали тело под контролем, им не удалось полностью исключить движения, которые можно назвать «остаточными». Это микромимика и невербальные сообщения, которые человек подает тем, как он ставит ноги, в какую сторону разворачивает стопы и колени, какие незаметные движения кистями рук, плечами и головой он делает.
— Кто занял доминирующую позицию?
— В разговоре старался доминировать Трамп. При помощи невербальных сигналов он демонстрировал, «кто тут главный», но язык тела Путина показывал, что таков был согласованный план. Однако один момент позволяет предположить, что не все пункты плана соблюдались. Российский президент был уверен, что раз в роли хозяина выступает Трамп, значит, он и начнет беседу с журналистами. Перед началом встречи Путин демонстрировал постановкой стоп нетерпение, ему хотелось ускорить процесс. Потом Трамп мимикой сигнализировал, что первым предстоит выступать российскому президенту. То, что изначально договоренность была иной, а Трамп ее нарушил, мы видим по жесту правой руки Путина и выражению его лица.
— Как президенты двигались?
— Путин, которого Трамп пропустил вперед, шел с опущенной головой, а американский президент — с высоко поднятой, демонстрируя свое превосходство. Путин двигался быстро, а Трамп — с достоинством, в целом он держал себя невозмутимо. Позируя для совместной фотографии, они наклонились плечами друг к другу (у российского президента это было выражено сильнее), желая показать свое хорошее отношение к партнеру по переговорам.
Когда сесть, когда встать, когда закончить встречу, решал Трамп, а движения Путина показывали, что тот принимает такой расклад. Например, перед началом переговоров Путин посмотрел на лежащий на столе листок и сделал жест правой рукой, как бы приглашая: «начинай ты».
— Что показывали жесты: страх, враждебность или, наоборот, дружелюбие?
— Было видно, что оба президента придерживаются наработанных схем. Трамп занял свою стандартную позу и старался скрывать эмоции. Это было видно по постановке ног и сложенным в жест «шпиль» ладоням (они были обращены вниз). Он надел свою традиционную маску — «покер фейс», но когда говорил Путин, показывал мимикой, что как политик он понимает российского президента и принимает его позицию. Однако в середине мероприятия стала видна усталость: Трамп слишком долго ждал опоздавшего на встречу Путина, много часов контролировать свои эмоции нелегко.
Путин, в свою очередь, избрал привычную для него позу человека, готового к старту. Ее послание таково: «Я активен, я знаю, что происходит, и готов действовать».
В начале встречи он старался установить зрительный контакт с Трампом, а когда оказалось, что тот не хочет на него смотреть, российский президент сделал скучающий вид. На Западе люди лучше считывают такие сигналы, чем в Польше и других славянских странах, мы часто показываем ими также свое нетерпение.
Выступая, Путин жестикулировал мало: он был раздражен, что подтверждали движения стопами (альтернатива раскачивания тела). Движения левым плечом, в свою очередь, служили сигналом, что ему не нравились слова Трампа.
Оба президента, по всей видимости, были заинтересованы в личной встрече, но одновременно им пришлось подобрать верную манеру поведения, ведь одно дело — их чисто личное отношение друг к другу, а другое — эффект переговоров, которого они хотели достичь, интересы их государств.
Большое значение имеют жесты, которые лидеры не контролировали. Например Путин, прежде чем принять свою классическую позу, пытался обхватить ладонью пальцы другой руки. Это классический сигнал попытки взять под контроль негативные эмоции, справиться с растерянностью или неловкостью. Одновременно российский президент постоянно смотрел на Трампа.
Ноги и руки американского лидера, в свою очередь, показывали, как он относится к этой части встречи. Его стопы были развернуты в противоположную сторону от Путина, к выходу. Постановка ног Путина при этом свидетельствовала о том, что он эмоционально вовлечен в беседу. Российский президент падок на комплименты. Он не хотел этого показывать, но движение плеч и чуть заметная улыбка свидетельствовали, что слова Трампа о чемпионате мира ему понравились. При этом обмена шаблонными фразами Путин не хотел, демонстрируя это вздохами и движениями пальцев.
— Что можно сказать о рукопожатии?
— Особенное значение имело рукопожатие после встречи с журналистами. Дональд Трамп вынудил своего коллегу податься телом в свою сторону. Американский президент делает так постоянно, некоторые считают, что таким образом он демонстрирует расположение, впускает собеседника в свое личное пространство. В действительности это поведение человека, стремящегося доминировать. Путину пришлось наклонить корпус и голову — это поза слабого, подчиняющегося участника диалога.
Само рукопожатие тоже было интересным. С одной стороны Трамп развернул кисть тыльной стороной вверх, что указывает на доминирование, но сделал это не слишком агрессивно. Реальные эмоции он продемонстрировал во время самого рукопожатия, которое не сопровождалось энергичными движениями. Это считается проявлением искренности. Путин счел такой жест знаком партнерских отношений, улыбка и движение плечами показали, что он доволен.
— На кого работала сценография встречи?
— На Трампа, но Путин старался подчеркнуть свою роль при помощи невербальных сигналов. Он делал «реверансы» в адрес партнера, но смотрел на Трампа, который официально выступал как хозяин встречи, немного свысока. Кресла на встрече с журналистами были подобраны под рост Путина, если бы Трамп даже захотел устроиться удобно, у него бы это не получилось. Американский президент сидел слева, согласно дипломатическому протоколу, это место предназначается для гостя, однако, в невербальной коммуникации считается, что человек, находящийся с левой стороны, кажется более важной персоной. Значит, это был тактический шаг.