На прошлой неделе во время пресс-конференции в Хельсинки с участием президента Трампа и президента России Владимира Путина корреспондент «Ассошиэйтед Пресс» Джонатан Лимайр спросил Путина, что Трамп сказал о возможном признании аннексии Крыма, полуостровной части Украины, которую Путин незаконно захватил в 2014 году. В преддверии Хельсинки, а также во время своей президентской кампании Трамп намекал, что может рассмотреть вопрос о признании аннексии. На встрече Большой семерки в Квебеке в прошлом месяце Трамп, как сообщается, сказал коллегам-лидерам, что, поскольку в Крыму говорят по-русски, данная территория в действительности принадлежит России.
Путину в Хельсинки было дано изложение позиции Трампа: «Позиция президента Трампа по Крыму хорошо известна, и он твердо ее придерживается. Он по-прежнему считает, что аннексировать его было незаконно». На протяжении всей пресс-конференции Трамп не сказал ни слова об Украине, в том числе о Крыме.
Впоследствии мы узнали от российских властей, что Украина обсуждалась на встрече двух президентов и на более широкой встрече с участием советников с обеих сторон. В четверг перед собранием своего дипломатического корпуса Путин, как обычно, обвинил Украину в отсутствии прогресса в урегулировании конфликта, который он, Путин, затеял: «Причины те же, что и всегда: несоблюдение украинскими властями своих обязательств и отказ от урегулирования конфликта мирным путем. Снова и снова мы видим открытое пренебрежение соглашениями, нежелание разговаривать с собственным народом и опору на военные сценарии. Мы исходим из того, что Минский комплекс мер дает фундаментальные основания для политического урегулирования этого кризиса».
В ходе закрытой сессии перед той же аудиторией, по сообщениям прессы, Путин также поднял идею проведения референдума на востоке Украины. По какому именно вопросу референдум, ясно не было. По вопросу независимости? Автономии? Присоединения к России?
Представитель Совета национальной безопасности отклонил идею референдума, заявив, что он «не будет иметь легитимности». Пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Нойерт заявила, что администрация Трампа «не рассматривает возможность поддержки референдума». Будем надеяться, что не рассматривает.
Украина является независимым государством, в которое Путин вторгся в 2014 году, начав с Крыма и продолжив в Донбассе. Соединенные Штаты должны дать понять Путину, что у него нет права настаивать на проведении там еще одного референдума, как он незаконно сделал это в Крыму.
После революции в украинской столице Киеве не подвергались опасности и те, кто живет на востоке Украины — до тех пор, пока российские силы и наемники не пересекли границу, чтобы разжечь фальшивые «сепаратистские» движения в Донецкой и Луганской областях, где таких движений ранее не существовало.
Различными способами Путин стремился дестабилизировать Украину после революции Евромайдана. Путин опасался, что успешная революция на Украине, основанная на требованиях положить конец коррупции и свободы присоединения к евроатлантическим институтам, может заставить русских хотеть того же. Таким образом, Путин решил, что ему нужно действовать быстро, чтобы остановить какой-либо эффект домино.
Результатом, как постановил Международный уголовный суд в ноябре 2016 года, является «международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией». Это не гражданская война.
В результате путинского вторжения и агрессии число погибших на Украине превысило 10 300 человек. Путин несет ответственность за убийство 298 человек, находившихся на борту сбитого рейса № 17 Малазийских авиалиний, чего никогда бы не случилось, если бы Путин не послал войска и вооруженных людей в Восточную Украину. Путин не выполнил ни одного обязательства по двум соглашениям о прекращении огня, известным как Минские соглашения сентября 2014 года и февраля 2015 года. Он даже отрицает, что российские военные вообще играют какую-либо роль на востоке Украины, несмотря на массу доказательств обратного.
После того, как Путин нарушил суверенитет и территориальную целостность Украины, Запад ввел санкции против России. Он также начал переговоры по ряду направлений — европейскому и прямому американо-российскому — которые ни к чему не привели, несмотря на героические усилия американских переговорщиков Виктории Нуланд и Курта Уолкера. Запад должен объявить Минские соглашения недействительными. Вместо них Европа и Соединенные Штаты должны сохранять и даже наращивать санкции до тех пор, пока Россия не выведет все свои оккупационные силы со всей Украины, включая Крым. Путин изменит курс, только если Запад причинит еще больший урон с помощью более жестких санкций и изоляции.
Администрация Трампа заслуживает уважения за предоставление Украине летальной военной помощи, в том числе противотанковых ракет, чтобы помочь ей защитить себя от дальнейшей российской агрессии, что президент Обама отказывался делать. В пятницу Пентагон объявил, что предоставит Украине дополнительные 200 миллионов долларов помощи в области безопасности для «обучения, оснащения и консультативных усилий по созданию оборонительного потенциала украинских сил». Это похвально.
Но, по данным «Интерфакса», посол России в США Анатолий Антонов заявил в пятницу, что «украинский вопрос не был в центре» переговоров Трампа и Путина. Это прискорбно.
Трамп должен был дать понять в Хельсинки, что пока Путин не будет уважать Украину как суверенное, независимое государство и не выведет все свои вооруженные силы и людей с украинской территории, нормализация отношений с США невозможна, и приглашения в Белый дом не будет. Но даже тогда у нас все еще останутся нерешенными вопросы поддержки Россией Асада в Сирии и вмешательства в наши выборы.
Вместо этого Путин оказался единственным, кто упоминал Украину во время хельсинкской пресс-конференции, а Трамп пригласил его посетить Вашингтон этой осенью. Остается только надеяться, что Украина в процессе не будет брошена под автобус.