В среду, 25 июля, на фоне критики со стороны обеих партий, выразивших свое негодование очевидными попытками президента сблизиться с Кремлем, команда президента Дональда Трампа заявила, что она действительно противостоит России.
Во время весьма напряженных слушаний в Сенате госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo) заверил конгрессменов в том, что США продолжат оказывать давление на Россию, чтобы она впредь не вмешивалась в американские выборы. Незадолго до этого он выступил с заявлением, в котором призвал Россию уйти из Крыма, который она аннексировала в 2014 году. Кроме того, в среду, 25 июля советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) заявил, что планы Трампа пригласить президента России Владимира Путина в Белый дом были отложены как минимум до следующего года. А чиновники Белого дома сообщили, что Трамп будет председателем на заседании Совета национальной безопасности, которое пройдет на этой неделе и на котором может обсуждаться вопрос вмешательства в выборы.
Многие восприняли эти шаги как попытку успокоить критиков и союзников президента, которые выразили свою обеспокоенность в связи с выступлением Трампа на саммите с Путиным ранее в июле. На Трампа обрушилась лавина критики со всех сторон в связи с тем, что он не сумел четко заявить о том, верит ли он выводам американского разведывательного сообщества касательно вмешательства России в президентские выборы 2016 года, которое Путин продолжает отрицать.
«Им нужно было это сделать, — сказал Джеймс Карафано (James Carafano) из консервативного фонда „Наследие". — Они давали критикам массу поводов, и люди уже долгое время пребывают в замешательстве, а такие шаги позволяют справиться с этим. Однако они не изменили курс, чтобы убедить людей. Они всего лишь перенесли лучи прожекторов на то, что они делают, что является отражением общего курса».
Помпео был главным защитником курса Трампа во время заседания комитета Сената по международным делам. Столкнувшись с вопросами со стороны скептически настроенных сенаторов, Помпео продолжал настаивать на том, что Трамп — несмотря собственные заявления президента — убежден в том, что Россия вмешалась в президентские выборы 2016 года.
«У него есть полное и правильное понимание того, что случилось. Я знаю это, потому что я лично сообщал ему об этом в течение года», — сказал Помпео, который стал госсекретарем США ранее в этом году.
Госсекретарь несколько раз призывал конгрессменов обратить внимание на политику администрации, которая временами не совпадает с тем, что, возможно, пытается сказать президент в своих публичных комментариях.
«Каким-то образом сформировался нарратив о том, что президент Трамп демонстрирует слабость по отношению к России, тогда как на самом деле верно обратное», — добавил Помпео, указав на то, что администрация ввела множество санкций против России и выслала множество российских дипломатов в ответ на действия Москвы.
Помпео подробно остановился на вторжении России на территорию Украины в 2014 году. Он сделал акцент на значимости декларации Госдепартамента о «непризнании» претензий Кремля на Крым.
«США не признают и никогда не признают аннексию Крыма Кремлем, — заявил Помпео. — Санкции, введенные в связи с аннексией Крыма, не будут отменены до тех пор, пока Россия не вернет Крым Украине».
Это заявления Помпео оказалось особенно поразительным учитывая то, что всего несколько недель назад Трамп намекал, что он готов рассмотреть возможность того, чтобы позволить России оставить Крым. Кроме того, заявления Помпео касательно России оказались гораздо более жесткими по сравнению с заявлениями Трампа.
Тем не менее, Помпео подчеркнул, что администрация продолжит искать общий язык с Россией. Кремль может оказать США помощь на нескольких фронтах, в том числе помочь в урегулировании сирийского конфликта.
«Мы не сможем достичь прогресса в вопросах, вызывающих взаимную озабоченность, если мы не будем их обсуждать», — заявил Помпео.
Все эти заявления прозвучали на фоне ряда шагов, которые администрация предприняла в среду, 25 июля. Болтон, к примеру, объяснил, что решение отложить визит Путина в США обусловлено желанием избежать конфликта с расследованием специального прокурора Роберта Мюллера, который занимается проверкой связей между представителями предвыборного штаба Трампа и Россией.
Болтон употребил любимое выражение Трампа, описывая расследование Мюллера, у которого нет четких сроков.
«Президент считает, что следующая двухсторонняя встреча с президентом Путиным должна состояться уже после того, как охота на ведьм завершится, поэтому мы договорились, что она пройдет в следующем году», — заявил Болтон.
Чиновники Белого дома, которые подтвердили, что позже на этой неделе Трамп будет председателем на заседании Совета национальной безопасности, не стали делать акцент на том, что оно будет посвящено России.
Помпео попытался достичь баланса в ответах на жесткие вопросы сенаторов, многие из которых хотели услышать, о чем конкретно говорили Трамп и Путин во время саммита в Хельсинки, где они провели двухчасовую встречу один на один. Но Помпео в основном старался уклоняться от вопросов о личной встрече Трампа и Путина.
«Президенты имеют право на личные встречи», — сказал он.
Несколько сенаторов задали вопрос о том, почему они должны верить словам Помпео касательно позиций Трампа, тогда как сам президент слишком часто намекает на то, что он придерживается иного мнения.
К примеру, недавно Трамп написал в твиттере, что выводы американского разведывательного сообщества касательно вмешательства России — это вымысел.
Председатель комитета Сената по международным делам Боб Коркер (Bob Corker) был искренним, выражая свое разочарование и недовольство тем, что Белый дом предоставляет им недостаточно информации касательно России и ряда других вопросов, таких как северокорейская ядерная программа.
«Я не могу выразиться более жестко. Нам необходимо четкое понимание того, что происходит, на что соглашается наш президент и какова наша стратегия по ряду вопросов», — заявил он.
Помпео, который пытался убедить конгрессменов обращать внимание на конкретные шаги администрации, встретил сопротивление со стороны сенаторов. К примеру, некоторые конгрессмены отметили, что именно Конгресс принял закон о введении санкций против России и что Трамп, по некоторым данным, был этим крайне недоволен.
В какой-то момент сенатор Том Юдалл (Tom Udall) спросил Помпео, обсуждали ли Трамп и Путин какие-либо инвестиции в проекты Трампа и прежние попытки президента реализовать свои проекты в Москве.
Помрачневший Помпео не хотел обсуждать эту тему.
«Я постараюсь не принимать участия в политическом цирке», — ответил Помпео.
Некоторые сенаторы посочувствовали Помпео, отметив, что они понимают, в какой трудной ситуации он оказался, став госсекретарем капризного президента.
Сенатор Крис Мерфи (Chris Murphy) даже сказал, что Помпео «поймал тигра за хвост» (то есть ввязался в потенциально опасную игру — прим. ред.).
«Президент ведет внешнюю политику на поденной основе, — сказал Мерфи, — Я думаю, у вас на руках очень слабые карты, но при этом вы мастерски их разыгрываете».
Затем Мерфи сменил тему, перейдя к вопросам касательно Северной Кореи, вызывающим меньше разногласий, чем вызвал улыбку Помпео.