Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Al Yaoum 24 (Марокко): Московская соборная мечеть: спешите к величию и красоте!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зеленый ковер расстилается как весенний луг. Мраморные колонны подобны ангелам. Окна перед вами будто улыбаются. Купол наверху словно дверь в небеса, куда возносятся молитвы верующих. Московская соборная мечеть занимает мысли каждого мусульманина, который приезжает в Москву. Марокканец Юнис Аль-Хараши продолжает серию своих восторженных откликов о России.

Этот текст продолжает серию репортажей о России, подготовленных Юнисом Аль-Хараши во время его посещения Чемпионата мира по футболу. Мы уже перевели его восторженный отклик на российские общественные туалетывпечатления от посещения Вернисажа в Измайлово, а также заметки про его путешествие в Калининград.

 

Московская соборная мечеть, которая находится в центре российской столицы, занимает мысли каждого мусульманина, приезжающего в Россию, так как он часто слышит о ней и страстно желает ее увидеть. Он не скрывает своё желание и идёт в эту мечеть, представляющую собой архитектурный шедевр, который нужно увидеть своими глазами. Это место, где совершают молитвы и другие ритуалы. Это мечеть в полном смысле этого слова.

Картина первая. Красота и достоинство

Внезапно вы чувствуете ослепление и спокойствие, потому что находитесь перед большой Московской соборной мечетью. Это красивое строение колоссальных размеров. Оно поражает вас своим величием, внушает внутреннее успокоение и дарит покой. Белый мрамор касается неба, увенчивается золотыми куполами, минаретами и полумесяцами, и вы жаждете как можно скорее увидеть мечеть изнутри. В вашей голове возникает тысяча вопросов, и все они об одном: «Если это здание настолько прекрасно снаружи, то каким оно предстанет внутри?»

На какое-то время вы останетесь стоять снаружи и даже вернётесь немного назад, чтобы взглянуть на мечеть целиком. Каждый раз, меняя угол обзора, вы будете удивляться. Вы вздыхаете. Пристально смотрите. Улыбаетесь. Пытаетесь что-то сказать тому, кто с вами, чтобы поделиться своими ощущениями. Ждёте, что он скажет. Идёте в другую сторону, пытаясь снова что-то посмотреть. Шагаете между минаретами (они превышают 80 метров в высоту и поэтому напоминают кремлевскую башню) и куполами. Перемещаетесь от одной стены к другой. Смотрите на окна мечети. Восхищаетесь орнаментом и росписью. Пленяетесь гармонией цветов и форм. Что же это за красота и великолепие?

И вот вас уже интересует вход в это здание, но вы возвращаетесь назад в последний раз. Вы готовы снова любоваться этой восхитительной красотой и делать это каждый раз под другим углом. Вы снова пристально смотрите на наружную часть мечети. Она находится в самом центре столицы. В ее сердце. Возможно, она и есть ее сердце. Рядом с мечетью проходит дорога, по которой едет красивый трамвай, а прямо за ней — закрытый стадион Олимпийский, расположенный возле одного из крупнейших торговых центров Москвы. Там также стоит железный забор высотой около двух метров. Есть сад, окружающий мечеть, цветы. То, что выглядит как большие двери, — это стены из красивого белого мрамора, украшенные зелёным орнаментом и огромными окнами, из которых открывается вид на город с его большими зданиями.

У входа вы увидите металлоискатели, но когда окажетесь внутри, обнаружите, что еще не вошли в мечеть, и можете снова, но под другим углом взглянуть на наружную часть здания. Очень просторный двор ведет к нескольким помещениям: в одном из них совершается омовение, в другом молятся, в третьем — продают сувениры и еду. Есть помещения, где можно немного вздремнуть, почитать Коран, поразмышлять и многое другое. Оттуда вы обнаружите, что перед вами совсем другое здание — византийская архитектура, похожая на архитектуру русских церквей, в которой преобладают большие окна с зелеными рамами, подчёркивающими их особенную красоту. Входите, не боясь — вы находитесь в Московской соборной мечети.

Картина вторая. Много света

Как только вы войдете в мечеть через огромные деревянные двери, то увидите перед собой специальное помещение, где сняв обувь, можно насладиться моментами отдыха, почитать священный Коран или совершить зикр. Здесь стоят красивые деревянные шкафы для обуви, а между ними находится пространство для отдыха. Пока одни спят, другие совершают намаз, читают Коран или перебирают чётки. Зеленый ковер под цвет внешнего декора обволакивает ваши ноги своим прекрасным ворсом. Вокруг можно заметить резные деревянные перегородки. Затем, перед вами открывается просторный зал с выходом к большому числу коридоров, и вы можете выбрать, по какому из них дойти до первого этажа, где люди совершают поклонение.

На первом этаже ваш путь сопровождает прекрасная роспись на стенах и потолке с русскими, татарскими мотивами и исламским значением. Дальше перед вами открывается большой зал для совершения молитв, где находится михраб, расписанный золотым узором и арабскими буквами. Справа от него — возвышается величественный минбар из белого мрамора, ожидающий имама для совершения пятничной молитвы. Сверху его окаймляет минарет, также расписанный золотым узором. Слева, недалеко, стоит небольшая кафедра для проведения занятий и праздничных служб.

 

 

Массивные мраморные колонны как будто не существуют. Их не так много, но они великолепны. Наверху ещё два этажа: один для молитвы, а на другом расположен музей. В центре находится огромный купол, украшенный красивой золотой росписью и аятами из суры «Аш-шамс», так что он выглядит как луч, озаряющий светом всю мечеть. Это здание, находясь внутри которого, вы понимаете смысл того, что увидели снаружи. Роспись, купола и минареты — все это архитектурные уловки, чтобы наполнить мечеть светом. Вам не нужны огни, разве что только для размышлений.

Что касается росписи потолков, то они имеют русское происхождение. Ими украшены мраморные колонны, некоторые оконные стекла и перегородки на втором и третьем этажах. Хотя с каждой стороны льётся свет, люстра, которая висит в центре купола и всей мечети, постоянно притягивает ваш взгляд. Она выглядит как купол как сверху, так и снизу. Вокруг неё висят другие люстры, которые также выполнены в форме куполов. Все они освещают мечеть и каждого, кто сюда приходит.

Картина третья: музей и магазин

Вы понимаете, что, возможно, в будущем, вам больше не представится возможность посетить эту мечеть снова, и поэтому испытываете детский восторг, рассматривая каждый уголок мечети. Вы следуете за своим сердцем на второй этаж, но поднимаетесь не в лифте, а по лестнице и понимаете, что третий этаж закрыт. Отсюда открывается прекрасный вид на первый этаж. О, Аллах, это воистину прекрасное зрелище! Зеленый ковер расстилается как весенний луг. Мраморные колонны подобны ангелам. Окна перед вами будто улыбаются, открывают дорогу. Что касается купола наверху, с прекрасной люстрой в центре, то она словно дверь в небеса, куда возносятся молитвы верующих.

В музее, который является неотъемлемой частью Московской соборной мечети, вы можете совершить ещё одно путешествие. Перед вами лежат старинные копии священного Корана. Каждая копия помещена под стеклянную витрину с надписями, которые знакомят вас с тем или иным культурным контекстом. На стенах висят картины, каждая из которых показывает вам священное место для мусульман. Прогуливаясь от одного экспоната к другому, вы оказываетесь на замкнутом маршруте, который ведёт вас обратно на балкон, с которого открывается вид на нижний этаж, и каждый раз у вас появляется возможность увидеть то, чего вы не замечали ранее.

 

 

Когда по лестнице вы спускаетесь вниз, то можете обнаружить, что эта мечеть не просто место для совершения молитвы, это место для жизни. Да, в мечети есть помещения для молитв, но также здесь есть место для отдыха, совершения зикра, кафе, магазины, помещения для продажи сувениров и омовения. Это масштабный архитектурный шедевр, который даёт возможность получить представление об истории мусульманской уммы, особенно в России, где мечети прошли через «узкие и темные коридоры» коммунистической эпохи. Они были разрушены, равно как и церкви, за исключением одной из них — Московской соборной мечети, что было обусловлено чисто политическими причинами. Тем не менее, ее все же разрушили позже на том основании, что она была неверно ориентирована на Мекку, а также потому, что она была построена на одном из притоков Москвы-реки. Мечеть реконструировали и снова открыли в 2015 году. В церемонии открытия участвовал сам глава государства и приглашённые гости из других стран. В начале новой эпохи мусульмане России, которых около 20 миллионов человек, в том числе два миллиона человек, живущих в столице, вздохнули с облегчением.

Приветствие мечети

Мы направлялись в Московскую соборную мечеть. Когда мы попросили одного мусульманина, который сидел рядом с нами в метро, сказать нам, какая станция находится к ней ближе всего, он предложил показать нам Историческую мечеть города Москвы, построенную в 1832 году. Это первая мечеть, построенная в российской столице.

Мы заметили, что молящиеся, в основном из республик Российской Федерации, были распределены по возрасту и положению. Когда имам закончил свою длинную и удивительную проповедь, которую произнёс вне минбара, все присутствовавшие встали, чтобы произнести молитву приветствия мечети. Один из них сказал на арабском: «Это не обязательно. Молитва приветствия мечети — это сунна». «Мы совершили эту молитву, когда вошли в мечеть», — ответили мы ему и продолжили с удивлением наблюдать за этой сценой.

 

© AP Photo / Ivan SekretarevПразднование Курбан-Байрама в Москве
Празднование Курбан-Байрама в Москве

 

То же самое произошло после окончания двух других проповедей, произнесённых уже на минбаре, и которые длились дольше положенного. Местный имам произнёс эти проповеди в жаркого дня, не обращая внимания на тех, кто находился дальше и не в тени. Мы удивились тому, как поклоняющиеся читали желательные молитвы: они выполняли все ракяты дополнительных молитв, поэтому мы были вынуждены оставаться там, где сидели, пока все не закончили молиться. Затем мы ушли, поняв, что что-то не так с последователями этой религии.

Снаружи мы обнаружили, что мечеть превратилась в рынок. Здесь можно встретить продавцов «домашнего хлеба», продавцов «мерказа» (халяльной колбасы). Также тут продают «риб» (иранское молоко, смешанное с листьями мяты). Возле мечети много нищих. На дороге, прилегающей к мечети, беспорядок. Большой популярностью пользуются близлежащие кафе, которые подают готовые блюда.

Поскольку мы были настроены на посещение Московской соборной мечети, чтобы узнать что-то новое, мы решили добраться до неё и совершить там вечернюю молитву. Мы знаем, что она находится недалеко от станции Проспект мира на кольцевой ветке номер 5 и оранжевой ветке номер 6. Это означает, что она находится в самом центре столицы с доступом к пересадочной станции метро.

Обсуждение
Комментариев: 15
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
GreyCat
28 июля 2018, 14:21
Местный имам произнёс эти проповеди в жаркого дня, не обращая внимания на тех, кто находился дальше и не в тени. ------------- Заметим, что это пишут жители Морокко, самого холодного региона Земли. :))))
Добропыхатель
28 июля 2018, 14:35
"Она находится в самом центре столицы. В ее сердце. Возможно, она и есть ее сердце" Она находится не в центре столицы и даже не в её сердце, которое редко находится в центре - в центре обычно желудок.
jadefalcon
28 июля 2018, 15:09
Добропыхатель, во всяком случае, недалеко от мозга.
Баритон
28 июля 2018, 17:15
Центр столицы - стадион "Олимпийский" и уголок Дурова. Зачёт. Но, если честно, мне эта мечеть тоже нравится, красивая. Раньше думал, что не впишется, оказалось, очень даже красиво вписалась. А какие там халальные чебуреки в столовой! Вот уж действительно, Ислам - превосходная религия, раз халяль дал нам такие чебуреки!
N
Ny_Ja
28 июля 2018, 18:01
Баритон, а мне прежняя на этом месте больше нравилась - небольшая, но очень красивая. Та действительно вписывалась, без гигантомании.
fdhaciyev
29 июля 2018, 12:59
Баритон, чебуреки могут быть и не халяльными, приготовленными из обычного магазинного мяса, но тоже вкусными.
fdhaciyev
29 июля 2018, 13:09
Вообще-то самая старая мечеть в Москве - т.н. "историческая", расположенная недалеко от метро "Новокузнецкая" и "Третьяковская" во дворах, кажется на Малой Татарской улице (бывш. ул.Землячки). Она не такая роскошная, как соборная, но мечеть и не должна быть роскошной. В отличие от церкви, мечеть - скорее "молельный дом", а не храм. А красивые и большие мечети по типу храмов построенные в исламских странах - влияние религий доминировавших там до ислама - православного христианства, зороастризма, индуизма, буддизма, сикхизма и проч.
AmadeusWolf
29 июля 2018, 21:38
fdhaciyev, интересное мнение, однако. Мечеть Кул-Шарифа в Казани была построена на основании какого культа? Однако исторический факт, что разрушенная мечеть после взятия Казани Иваном Грозным послужила прототипом храма Василия Блаженного. И кстати, русские православные церкви сильно отличаются от своих греческих православных коллег строением куполов, сильно напоминающих минареты, не находите? Так что там насчет красот и влияния? И кстати наши российские (в каждом регионе они разные) церкви с минаретными куполами нахожу более красивыми нежели византийские болгарские церкви, скупые греческие и одноликие кипрские.
fdhaciyev
30 июля 2018, 11:53
AmadeusWolf, мусульманину не обязательно молиться в мечети. Я долго жил в арабских странах, владею языком. Молиться можно в любом чистом месте, на травке в парке, на клумбе посреди бурного автомобильного движения и т.д. и т.п. У христиан по другому, главное - молитва в церкви или в часовне на худой конец. У мусульман - молитва в мечети - желательна, но не обязательна. Я слышал на уровне слухов, что Собор Василия Блаженного (Покровский собор) - это повторение казанского "Кул-Шарифа." Но не видел на этот счёт ни одной серьёзной или даже несерьёзной публикации. Если это так, то почему новый "Кул-Шариф" в Казани был построен без использования архитектурных элементов СВБ? А может потому, что этому нет никаких серьёзных документальных свидетельств? Насчёт архитектурных влияний. Чингизиды - казанские ханы имели тесные связи с правителями Средней Азии, среди которых тоже были чингизиды - Великие Моголы, которые правили в Индии. Вот вам и источник архитектурного влияния. Одна из древнейших мировых цивилизаций, давшей современной цивилизации очень многое, начиная от цифр и шахмат. Культурное влияние Индии испытывали и до сих пор испытывают народы Средней Азии. Поэтому архитектура минаретов Хивы и Бухары перекликается с архитектурой колоколен некоторых русских церквей допетровской эпохи. Это влияние Южной Азии, точнее - Индии - индуистских, буддистских и сикхских храмов. Известно, что до ислама буддизм существовал и в Средней Азии, и в Афганистане. Афанасий Никитин не даром в Индию "ходил", все историки сходятся на том, что он выполнял какую-то миссию, не совсем торговую. У русских князей вполне возможно была цель поиска торговых путей и союзников в борьбе с Ордой, власть которой к тому времени изрядно ослабела. Не случайно отношения Индии и России ( в т.ч. СССР) всегда были хорошими. Поэтому в архитектуре русских церквей европейцам видится что-то восточное, Наполеон считал, что церкви в Москве похожи на китайские пагоды, т.е. буддийские храмы. Хотя для него, наверное, разница в буддистской, индуистской и сикхской культовой архитектуре была не важна. И то, что допетровская Русь испытывала архитектурное влияние Востока не означает, что старый "Кул-Шариф" и Собор Василия Блаженного - одно и то же. И где это тот исторический факт, о котором вы пишете? Предъявите хотя бы ссылку.
AmadeusWolf
30 июля 2018, 16:10
fdhaciyev, даже если читать Ваш ответ мне, то Вы противоречите основному своему комментарию о влиянии православия на строение мечетей. Хотя бы даже в России. Единственный актуальный случай влияния - Айя-София на деле является не влиянием, а переделкой существующей церкви под мечеть. В Вашем ответе Вы утверждаете о влиянии индийской архитектуры на строение мечетей, а также на русские церкви. Но стоит тогда уточнить, что монголы чингизиды пришли значительно позже периода распространения ислама в поволжье среди Булгар - предков волжских татар. При этом минареты и купольные мечети были еще в Булгаре и Биляре до мз падения под монгольским нашествием. И Ислам на Волге появился не только раньше прихода чингизидов, но даже раньше самого крещения Руси и появления русского православия. Да, согласен, что в исламе мечеть не является домом Всевышнего, а лишь молельным домом и любое тихое и чистое место может быть использовано в данной цели, но если это было бы исключительной истиной в последней инстанции, то не было бы таких замечательныз шедевральных мечетей наподобии Голубой мечети в Стамбуле, как раз напротив Айя-Софией и ни коим образом не перекликается с ней же в ее изначальном православном виде. Нынешняя мечеть Кул-Шарифа - новодел. Указание на то, что Покровский Собор был построен по мотивом, а не как копия (почувствуйте разницу) , Вы слышали, да и можете найти в трудах Гумилева. Так вот Собор был первым такого рода храмом с многокупольным а'ля минаретным построением. Если найдете более ранние примеры подобной архитектуры храмов западнее Рязани, то готов буду признать ошибочность Гумилева и других историков, изучающих историю древних булгар, волжских татар и Казани в частности, в данном вопросе.
AmadeusWolf
30 июля 2018, 19:32
fdhaciyev, по поводу голубой мечети и византийской архитектуры, либо вы не разбираетесь в разнице византийской и арабской архитектуры, либо сказали обмолвились про Голубую мечеть даже не разбираясь в вопросе. В этом отношении спорить не советую был в Стамбуле лично! Далее Вы привели идеальный пример. Тадж-Махал - мавзолей-МЕЧЕТЬ в Агре. Исторически исламский район Индии. Мечеть построена в арабской стилистике в 1632-1653гг. Мечеть Кул-Шарифа в Казани была разрушена на 100 лет ранее. Т.е. влияние арабской культуры распространилось именно на Тадж-Махал в Индии, а не индуистические и буддийские пагоды восточной Индии и западного и северного Китая с помощью кочевников язычников на Ислам, в частности булгар- современных татар. И кстати, я не говорил, что мечеть Кул-Шарифа булгарского периода. Хотя это не отменяет влияние именно арабской исламской архитектуры, распространенной вместе с исламом на Волгу за 200 лет до прихода язычников-чингизидов. Но по поводу булгарских мечетей, они также имеют арабскую стилистику, что характерно для большинства мечетей Европы и Малой и средней Азии. Но начинали мы с того, что именно мечети повлияли на внешний облик большинства русских православных церквей, а не наоборот. Т.е. 'А красивые и большие мечети по типу храмов построенные в исламских странах - влияние религий доминировавших там до ислама - православного христианства, зороа...' - весьма и весьма спорно!
fdhaciyev
30 июля 2018, 22:09
AmadeusWolf, быть в Стамбуле не означает знать Стамбул. Десятки, если не сотни тысяч наших соотечественников бывали в Стамбуле, но вряд ли видели что-то кроме торговых рядов Лалели. В любом путеводителе, учебнике истории и архитектуры написано, что все знаменитые мечети османского периода строились по образцу Айя-Софии, достаточно просто глянуть на фотографии, неискушённый человек вряд ли отличит Айя-Софию от Голубой мечети (Султан Ахмет), Сулеймание или, например, Селимие в Эдирне. Поищите в интернете их планировку, сравните и увидите, что это так. То, что Тадж-Махал памятник индийской исламской архитектуры также общеизвестно, об этом не стоит и спорить. Если считать каждое здание с куполом и башенкой произведением, как вы говорите, арабской стилистики, то придётся считать таковым многокупольный собор Сан-Марко в Венеции и стоящую рядом остроугольную колокольню - кампанилу. Я вообще не понимаю, что такое арабская стилистика применительно к мечетям, когда в разных арабских странах мечети построены в разных стилях: есть мавританский стиль, есть египетский доосманский (мамелюкский), есть иранский и индийский (как бы вас это не смущало), даже китайский. И именно китайские (не уйгурские) мечети похожи на пагоды, а не московские церкви. Кстати, Агра конечно традиционно мусульманская часть Индии, но ислам в Индии появился в IX веке н.э., а индуизм зародился в XVI веке до н.э.и было бы смешно отрицать влияние на индийскую исламскую культуру предшествовавших 25 веков индуизма. Булгарские мечети имеют скорее сельский иранский, а не арабский стиль, потому что Иран был ближе к Булгару, до него легко было добраться по Волге. Иран находился на восточном и западном побережье Каспийского моря, будучи частью арабского халифата, но всё что касалось искусства, архитектуры, ремёсел, литературы, и истории в халифате было в основном в руках персов, как более цивилизованного, чем арабы народа. Это вам скажет любой человек, знакомый со средневековой историей мусульманского Востока. Естественно эти мечети и прочие постройки носят и какой-то собственно булгарский культурный след. Но, к сожалению, от культурного наследия Волжской Булгарии, не самого сильного и влиятельного по тем временам государства, осталось так мало, что делать какие-то выводы довольно сложно. По крайней мере людям профессионально занимающимся историей.
AmadeusWolf
31 июля 2018, 07:45
fdhaciyev, не хочу отвечать Вам на весь Ваш полубред-полузнания. Но насчет Голубой мечети... Вы - иди от? Голубую мечеть не отличит от Айя-Софии только тот, кто не видел их! Помимо этого утверждать, что планировка и архитектурный стиль это одно и то же - это просто за гранью! Всего Вам хорошего! Можете не отвечать, больше обсуждать с Вами эту тему не собираюсь.
fdhaciyev
31 июля 2018, 12:02
AmadeusWolf, что ж, конец дискуссии, так конец дискуссии. Приношу глубокие извинения, если заставил вас почувствовать свою некомпетентность.
good-society
21 августа 2018, 10:02
Марокко влюбилась в Россию?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем