Санкции ЕС против компаний, которые строили Крымский мост, пока не слишком повлияли на российских олигархов. Но они все равно болезненные, потому что эти компании становятся токсичными. Такое мнение «24 каналу» озвучил директор центра общественно-информационных технологий «Форум» Валерий Дымов.
Как замечает политолог, США уже ввели санкции против российских компаний из-за строительства Крымского моста. Теперь это сделал ЕС несмотря на определенные противоречия, в частности, заявление министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини, что до конца года можно снять санкции с России. Поэтому введение санкций ЕС — событие.
«Российские компании становятся все более токсичными, а рынок на такие вещи сразу реагирует. В свое время олигархи Дерипаска, Вексельберг и Роттенберг мгновенно потеряли 16 миллиардов долларов, когда США ввели санкции. Рынок в России пока не очень на это отреагировал, потому что есть другие глобальные экономические процессы — цена на нефть, кризис в Персидском заливе. Поэтому такой реакции, которая была после введения санкций США, нет. Но санкции — достаточно болезненны для российских олигархов», — подчеркивает Валерий Дымов.
«Не в Берлине, Париже или Вашингтоне, а в Киеве должны решаться вопросы санкций и вопрос деоккупации Крыма и Донбасса. Украина должна быть впереди этих процессов. Мы не должны ждать, когда США и ЕС введут санкции и потом их копировать, а первыми их вводить. И тогда всем будет понятно, что Россия ведет против нас войну, и что нет никакого гражданского конфликта», — подчеркнул Валерий Дымов.
Между тем, как заявил в комментарии изданию «Гордон» российский экономист Дмитрий Некрасов, компании, участвовавшие в строительстве Крымского моста, понимали, что попадут за это под санкции. При этом введенные Евросоюзом санкции против компаний, участвовавших в строительстве Крымского моста, практически никак не отразятся на экономике РФ, сказал Некрасов.
«Санкции демонстрирует последовательность Брюсселя. Они же против аннексии Крыма. И они предупреждали, что все, кто будет работать на полуострове, окажутся под санкциями. То есть ничего нового тут нет — Брюссель выполняет свои обещания. Именно поэтому крупные российские компании в Крыму не работают. К примеру, тот же Сбербанк. Головные структуры никто на полуострове не использует. Другое дело, что никакого экономического эффекта от введенных ЕС санкций за Крымский мост фактически нет. Во-первых, большая часть этих компаний и так была под американскими санкциями. А во-вторых, все они, решив заниматься Крымским мостом, понимали, что за это их будут ждать ограничения. По сути, они были готовы к санкциям», — отметил экономист.
По его словам, ограничения Запада негативно сказываются на развитии РФ. «Санкции санкциям рознь. Основной ущерб России наносили даже не столько сами ограничения, сколько опасения инвесторов. В таких случаях компании корректируют планы и выводят из РФ свои деньги. Серьезными были две волны: после того, как на Донбассе сбили Боинг, и после принятия Конгрессом США закона, запрещающего президенту страны самостоятельно отменять санкции. Сокращение инвестиций в российскую экономику — самый важный эффект. Эти две волны, помимо того, что привели к оттоку из страны более 100 миллиардов долларов, дали понять инвесторам: это все надолго. А санкции против компаний или отдельных лиц — незначительны. На экономику РФ они практически не влияют. Такие ограничения разве что сдерживают развитие страны», — подчеркнул Некрасов.