Кабмин утвердил стратегию по реинтеграции Донбасса — пока только информационной. Несмотря на положительные аспекты, заложенные в документ, эксперты критикуют его за «рамочный» характер и оторванность от реалий, а также за запоздалость: потребность в такой стратегии показывает интерес жителей Донецка, Горловки и других неподконтрольных населенных пунктов к украинским событиям.
Представляя стратегию на заседании Кабмина, замминистра информполитики Эмине Джепарова высказалась о ее главной цели: «Это реинтеграция людей и их сознания, в том числе через создание спецконтента для граждан, проживающих на временно оккупированных территориях», — сказала чиновница. Стратегия рассчитана до 2020 года, финансировать ее предполагается из госбюджета, плюс за счет самих участников медиарынка и международных доноров. Способ достижения цели — повышение «уровня поддержки гражданами госполитики в сфере информационной реинтеграции» (попутно — обеспечив им доступ к общеукраинскому информационному пространству). Инструменты — противодействие информвлиянию РФ, укрепление «чувства общности» между гражданами «большой Украины» и теми, кто проживает в Донецке и Луганске. А главные посылы — «перспектива и будущее Украины», «достойная жизнь граждан», «верховенство права» и «историческая общность Украины и Донбасса».
Потребность в стратегии назрела давно. «Когда ко мне приезжают подруги из Горловки, они взахлеб читают украинскую прессу. До трех часов утра смотрят «Квартал 95» по ТВ — у них такого нет. Им вообще очень интересно, что происходит здесь, в Украине», — рассказывает «Вестям» Татьяна К., выехавшая из Горловки в прифронтовой Бахмут два года назад. «Странно, что документ появился лишь на четвертом году конфликта: Мининформполитики пытается закрепить за собой свою «нишу», стратегия призвана служить оправданием его существования, — убежден политолог Алексей Якубин. — Главная же проблема документа в подходе государства: вместо изменения политической реальности — попытка создать новую медийную картинку».
Реальность при этом неприглядна. «Это унижение и очереди на КПВВ, невыплаченные пенсии, несоблюдение других прав жителей неподконтрольных территорий. Это политики, которые делают очень резкие заявления. Сколько бы МИП ни посылало «правильных» месседжей, ведь остается реальная ситуация, а люди, которые пишут такие документы, скорее всего, редко покидают пределы Киева (и уж точно не понимают тех, кто остался в Донецке и Луганске)», — пояснил «Вестям» сооснователь гуманитарной организации «Ответственные граждане», донетчанин Энрике Менендес. Кстати, отдельное место посвящено работе с временно перемещенными лицами. «Это более миллиона человек — и работа с ними крайне полезна, учитывая, что Донбасс рано или поздно вернется», — считает политтехнолог Олег Постернак.
«Дыра непрофессионализма и пофигизма»
Львиная доля документа посвящена тому, как будет вестись трансляция украинских каналов. Интересно, что вместо программы по трансляции украинского сигнала в Донецк и Луганск МИП видит приоритет в обеспечении украинским ТВ граждан, прежде всего подконтрольной части Донбасса (также важно — в нейтрализации влияния вещателей с неподконтрольных территорий). «Все время, что идет война, в Красногоровке работают шесть каналов: четыре из них дээнэровские, еще два — чисто российские. Украинских у нас нет в принципе, — пояснил «Вестям» военный комендант Красногоровки Олег Ливанчук. — Сигнал-то к нам добивает от передающей вышки за 6 км от нас, которая стоит с той стороны линии разграничения, в Петровском районе Донецка, — она мощнее даже той, что стоит на Подоле в Киеве».
Ответ кроется в самом документе: по мнению его составителей, полное восстановление украинского вещания на неподконтрольных территориях возможно лишь после возвращения туда украинской власти. Ответственность за работу ТВ при этом ложится на местные администрации. «Могу детально рассказать, что случится с документом: все пять листочков внимательно прочтут в Военно-гражданской администрации, напишут план мероприятий, сделают копии и распишут ответственных. Которые в итоге пришлют отчет в Киев: «Все сделано!» — так работает весь механизм органов исполнительной власти, это дыра из чиновничьего непрофессионализма и пофигизма, — пояснил «Вестям» Постернак. — В самой же концепции все хорошо — нет только четко очерченных источников финансирования».