17 августа Никол Пашинян решил «отметить» 100 дней своего премьерства митингом на площади Республики. Принято в течение 100 дней не критиковать правительство, а уж по истечении этого срока оно само должно отчитаться о достижениях и планах. Формат митинга, конечно, беспрецедентный, как и многое после бархатной революции. Причем, как на внутренней, так и внешней арене.
В Армении развернулась ожесточенная борьба с коррупцией, имели место громкие разоблачения коррупции, которая поражает масштабами и цинизмом. Дан ход делу о 1 марта, арестован второй президент Роберт Кочарян, предъявлены обвинения экс-министру обороны Микаэлу Арутюняну и в то время замначальника Генштаба Юрию Хачатурову.
Эти причины стали поводом для мобилизации старой системы, поскольку раскрытие фактов коррупции и преступлений против Конституции не могло относиться только к Кочаряну, это системные преступления.
Во внешнеполитической сфере тоже не все гладко. Новое правительство выдвигает задачу равноправных партнерских отношений, что непривычно для внешних партнеров. Возникли проблемы как на европейском, так и российском направлениях.
Армения и Россия уже успели обменяться «демаршами», в частности, после инцидента в Панике и предъявления обвинения Кочаряну и Хачатурову. Недовольство русских, в свою очередь, стало сигналом для старой системы в Армении, и она не преминула этим воспользоваться.
С другой стороны, если в Армении началась борьба с преступлениями, направленными против открытой экономики и конституционных порядков, «хвост» не может не дойти до России. И в этом смысле примечательно, что в армяно-российских отношениях также выявляется «тень», происходит публичное разъяснение проблем, что беспрецедентно для этих отношений.
Это «актив» первых 100 дней в общих чертах. Но эти процессы не могли не породить недовольство в недрах прежней властной системы и в широких кругах населения, которые прямо или косвенно были вовлечены в коррупционные схемы, избирательные фальсификации, и теперь им есть что терять.
Есть проблемы и с кадровой политикой, программными концептами. Многие говорят, что шаги правительства порой ситуативны и подчинены, скорее, предвыборной логике.
В этих условиях формат митинга для отчета, пожалуй, наиболее оптимальный, учитывая также революционную повестку. Ранее Никол Пашинян заявлял, что у нас есть «опыт вынесения решений на площади». Это и есть резонанс на внутреннюю и внешнюю «контрреволюцию» и вызовы. Никол может противопоставить им только публичную поддержку и народную волю. Это и может стать революционной повесткой в случае продолжения системных трансформаций.