Бриджуотер, штат Нью-Джерси — В воскресенье президент Трамп выступил с окончательным и четким публичным признанием в том, что во время кампании 2016 года его старший сын встречался в «Башне Трампа» («Трамп тауэр») с прокремлевским юристом, чтобы «получить информацию об оппоненте» (Хиллари Клинтон — прим. перев.). Трамп также заявил, что эта встреча «полностью законна, и так постоянно поступают в политике».
Тем не менее получение участниками избирательных кампаний в США пожертвований или ценных предметов от иностранцев противозаконно. Поэтому состоявшаяся в июне 2016 года встреча между Дональдом Трампом-младшим и Натальей Весельницкой теперь является предметом касающегося России расследования специального прокурора Роберта Мюллера.
Хотя понятие «сговор» не упоминается в уголовном законодательстве США, Мюллер выясняет, осуществлял ли координинацию с русскими кто-либо, связанный с Трампом. Если они вступили в тайное соглашение с целью нарушения закона, в том числе через киберхакинг или вмешательство в выборы, это может стать причиной выдвижения уголовных обвинений.
«Фейковые новости, абсолютный вымысел, что я обеспокоен встречей, которую мой замечательный сын Дональд провёл в „Трамп тауэр", — написал президент в одном из нескольких твитов, опубликованных рано утром в воскресенье, многие из которых адресовались СМИ, — Эта встреча предназначалась для получения информации об оппоненте (Хиллари Клинтон — прим. перев.) и была совершенно законной — так постоянно поступают в политике — и это ни к чему не привело».
В заключение он еще больше дистанцировался от встречи, которую организовал его сын, написав: «Я не знал об этом!»
Трамп отвечал на вышедший в эти выходные материал «Вашингтон пост», согласно которому, хотя он не думает, что его старший сын специально нарушил закон, но обеспокоен тем, что Трамп-младший, возможно, непреднамеренно угодил в юридическую ловушку и втянут в расследование Мюллера в значительной степени из-за своей связи с президентом.
В воскресенье один из юристов президента выступил с оправданием встречи в 2016 году, которая не является незаконной ни по одной из федеральных норм.
«Вопрос в том, насколько это было бы незаконно?— спросил в программе „Зис уик" на „Эй-Би-Си ньюс" Джей Сикулоу, подразумевая, что нет законов, запрещающих участникам кампании встречаться и работать с иностранными агентами, — Никто ничего не указал».
На встрече в «Трамп тауэр» также присутствовали зять Трампа Джаред Кушнер и тогдашний руководитель его кампании Пол Манафорт, который стал фигурантом судебного разбирательства в связи с обвинениями в налоговом и банковском мошенничестве после того, как был обвинен Мюллером.
На фоне общественного возмущения по поводу встречи сына президент был вынужден опубликовать следом еще ряд заявлений, признав в конечном счете, что истинная цель переговоров состояла в том, чтобы получить компромат на Хиллари Клинтон от юриста, про которого ему сказали, что он работает на российское правительство.
Тогда, в июле 2017 года, Трамп оставил комментарий, аналогичный тому, с которым он выступил в воскресенье, отметя в сторону как нечто неважное встречу с российским юристом, обещавшим компромат на его политического оппонента.
«Большинство политиков отправились бы на встречу, подобную той, на которой присутствовал Дон-младший, чтобы получить информацию об оппоненте, — написал Трамп в „Твиттере", — Это политика!»
Несколько недель спустя «Вашингтон пост» сообщила, что первоначальное вводящее в заблуждение заявление Трампа-младшего было «продиктовано» Трампом.
Поверенные президента сначала отрицали участие Трампа в составлении ответа для «Нью-Йорк таймс», но спустя несколько месяцев в письме, призванном объяснить, почему Мюллер не должен опрашивать Трампа, они согласились с тем, что президент, по сути, был автором данного заявления. Они описали сообщение, в котором не упоминалось, что от российского юриста ожидалось получить порочащую информацию о Клинтон, как «короткое, но точное».
По их словам, Трамп-младший, Кушнер и сотрудники Белого дома «полностью раскрыли информацию» об этой встрече для Мюллера и Конгресса.
Показания Трампа-младшего в Конгрессе содержали те же доводы, что и воскресный твит его отца: он не видел причин отказываться от встречи, которая могла бы дать важную информацию о Клинтон, несмотря на то, что ему сказали о том, что это часть усилий правительства враждебной державы.
Сикулоу в воскресенье также отметил, что год назад он сам выступил с неверным сообщением, когда в эфире «Зис уик» и в других средствах массовой информации сказал, что Трамп не имеет ничего общего с вводящим в заблуждение заявлением, данным в интервью «Нью-Йорк Таймс».
«В то время у меня была неверная информация», — сказал юрист. Сикулоу добавил, что он «не знает» о свидетельствовании сына президента перед большим составом присяжных специального прокурора, а также о том, что ему было объявлено о присвоении статуса «цели», который является официальным обозначением Министерства юстиции, чтобы сказать, что ему, вероятно, будет предъявлено обвинение.
В довершение к обсуждению в публичной сфере встречи в «Трамп тауэр» президент, находящийся в 11-дневном отпуске в Бедминстере в штате Нью-Джерси, также написал в воскресенье утром ряд гневных твитов в адрес СМИ.
В одном из них он объявил СМИ «врагом народа» и обвинил их в том, что СМИ сеют рознь и недоверие в обществе. «Кроме того, они могут развязать войну! — написал Трамп, — Они очень опасны и нездоровы!»
В другом он выразил разочарование как СМИ, так и расследованием Мюллера. «Жаль, что большая часть средств массовой информации отказывается сообщать о лжи и коррупции, имеющих отношение к сфабрикованной охоте на ведьм, — но как раз поэтому мы и называем их ФЕЙК НЬЮС!»
В подготовке материала участвовал Пол Кейн (Paul Kane).