В 1787 году, в год принятия конституции, Томас Джефферсон написал знаменитое письмо другу: «Если бы я решал, нужно ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я бы без колебаний предпочел последнее».
Таковы, по крайней мере, были его убеждения до того, как он стал президентом. 20 лет спустя, оценивая прессу изнутри Белого дома, он уже не был столь уверен в ее ценности. «Сейчас нельзя верить ничему, что вы читаете в газетах, — писал он. — Сама правда начинает вызывать подозрения, когда попадает в этот грязный конвейер».
Дискомфорт Джефферсона был — и остается — вполне понятен. Сообщать о новостях в открытом обществе — это предприятие, сопряженное с конфликтом. Дискомфорт президента также отражает необходимость в праве, которую он пестовал. Как считали отцы-основатели, исходя из собственного опыта, хорошо информированная публика более способна вычислить коррупцию и в долгосрочной перспективе поддерживать свободу и правосудие.
«Общественные дискуссии — это политическая необходимость», — заявлял Верховный суд в 1964 году. Эти дискуссии должны быть «непринужденными, полноценными и общедоступными» и «могут включать в себя гневную, колкую и порой неприятно острую критику в адрес правительства и государственных чиновников».
В 2018 году некоторая часть наиболее вредоносной критики идет со стороны правительственных чиновников. Критика новостных СМИ — за недостаточное освещение событий или избыточное внимание к ним, за какие-либо ошибки — совершенно правомерна. Новостники и издатели — это люди, и им свойственно ошибаться. Исправление их ошибок — основа нашей работы. Но настаивать на том, что правда, которая тебе не по душе — это «фейк», так же опасно для самой сути демократии, как называть журналистов «врагами народа». Точка.
Эти нападки на прессу особенно опасны для журналистов в государствах, где не столь незыблемо верховенство закона, и для небольших изданий в Соединенных Штатах, которые уже столкнулись с проблемами из-за экономического кризиса в нашей индустрии. Однако журналисты в этих газетах продолжают заниматься тяжелым трудом, задавая вопросы и рассказывая о событиях, о которых вы иначе не узнали бы. Вспомните «Сан-Луис Обиспо Трибьюн» (The San Luis Obispo Tribune), написавшую о смерти заключенного в тюрьме, который отбывал 46 часов наказания. Из-за рассказа о нем графство вынуждено было изменить свое обращение с психически больными заключенными.
Отвечая на полученный на прошлой неделе призыв «Бостон Глоуб» (Boston Globe), журнал «Таймс» (The Times) собирает вместе сотни газет, от крупных ежедневных изданий мегаполисов до маленьких местных еженедельников, чтобы напомнить читателям о важности свободной прессы в Америке. Эти издания, некоторые из которых мы называли, вместе составляют целый американский институт.
Если вы еще этого не сделали, пожалуйста, подпишитесь на свои местные газеты. Хвалите их, когда считаете, что они проделали хорошую работу, критикуйте, когда считаете, что они способны на большее. Это наше общее дело.