Великобритания — единственная западная страна (помимо охваченных опиоидной лихорадкой США), где продолжительность жизни падает после эпидемии гриппа в 2014-15 годах со скоростью, как утверждают ученые, напоминающей постсоветскую Россию.
Устойчивое сокращение продолжительности жизни нехарактерно для обеспеченных стран, и Великобритания должна отнестись к этой тенденции как к «весьма тревожному сигналу, говорят американские академики.
Грипп является причиной лишь для трети случаев снижения продолжительности на три месяца с 2014 года в Великобритании, и министры должны тщательно расследовать «крайне важные» изменения, утверждают ученые.
Тревога в связи с сокращением продолжительности жизни выросла за последний год. Газета «Таймс» (Times) писала, что продолжительность жизни в некоторых частях страны снизилась на год с 2011 года, в то время как, если исходить из официальных данных, то за первые два месяца этого года умерло на десять тысяч человек больше, чем ожидалось, и это самый большой скачок со времен Второй мировой войны.
Причины этого сокращения неоднозначны, в их числе приводятся такие факторы, как одиночество, переполненные больницы, разрушающаяся система ухода за пожилыми людьми. Правительство заявило о том, что изучит рост смертности за прошлый месяц. Исследователи из Университета Южной Калифорнии сопоставили изменения ожидаемой продолжительности жизни в 18 западных странах, обнаружив, что в 12 из них произошло ее снижение в 2014-15 годах во время эпидемии гриппа. Большинство стран на следующий год вернулись к прежним показателям: США и Великобритания оказались единственными странами без «устойчивых успехов» к 2016 году, согласно данным, опубликованным в BMJ.
«Продолжительность жизни является ключевым показателем уровня здоровья и благосостояния в стране, — говорит руководитель исследования Джессика Хо (Jessica Ho). — Когда продолжительность жизни остается на месте или даже снижается, обычно это является тревожным сигналом, сообщающим об условиях в стране. Крайне важно понимать причину снижения продолжительности жизни, особенно, когда это снижение происходит стабильно в течение нескольких лет, как это происходит сейчас и в Великобритании, и в США».
Хо говорит, что сокращение продолжительности жизни «крайне редко» происходит в течение двух лет подряд. «Это бывает только во время эпидемий, например, во время глобальной эпидемии ВИЧ/СПИД или в странах, переживающих резкие социальные и экономические перемены, например, в России в постсоветский период. Одним словом, в богатых и развитых странах подобного сокращения происходить не должно. То, что Великобритания и США переживают это сокращение, является очень тревожным признаком», — говорит она.
По словам доктора Хо, анализ причин смертности показал, что грипп «стал причиной 35% смертности в Великобритании», чему также способствовали такие состояния, как деменция. Сокращение продолжительности жизни в США связано с эпидемией опиоидной зависимости, из-за которой из жизни уходят по десять тысяч человек в год. Эта проблема, предупреждает доктор Хо, «в потенциале может охватить весь мир».
Она добавила, что снижение продолжительности жизни «может говорить о плохой работе системы здравоохранения в области заботы о более уязвимых членах общества, например, о пожилых людях».
Дэнни Дорлинг (Danny Dorling) из Оксфордского университета считает: «Ухудшения состояния здоровья населения, ставшего очевидным после 2014 года, не наблюдалось в Великобритании, по меньшей мере, со времен Второй мировой войны. Ни в одной другой стране Европы не было такого ухудшения состояния здоровья. Необходимо срочное расследование комитета по здравоохранению Палаты Общин и опрос всех ведущих инстанций о том, почему это происходит и что следует сделать.
«Я подозреваю, что тот факт, что Великобритания намного больше сокращает расходы на социальные нужды, чем другие государства, является одной из ключевых причин, по которым ее показатели так отличаются от общей картины».