Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Iltalehti (Финляндия): большой сюрприз от Путина: в российскую армию вернутся комиссары и политруки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финская Iltalehti рассказывает о том, что в составе вооруженных сил РФ появились комиссары и политруки, которые во времена Советского Союза были отличительной чертой Красной Армии. По мнению издания, под руководством Владимира Путина Россия уже давно пытается добиться статуса сверхдержавы, которым обладал Советский Союз. Теперь по советскому образцу реформируют российскую армию.

Финская Iltalehti рассказывает о том, что в составе вооруженных сил РФ появились комиссары и политруки, которые во времена Советского Союза были отличительной чертой Красной Армии. По мнению издания, под руководством Владимира Путина Россия уже давно пытается добиться статуса сверхдержавы, которым обладал Советский Союз. Теперь по советскому образцу реформируют российскую армию. 

Президент и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Путин преподнес очередной сюрприз иностранным военным наблюдателям, вернув в состав вооруженных сил страны представителей политического управления, являвшихся в свое время отличительной чертой Красной Армии. К командирам всех соединений и войсковых частей будут вновь приставлены комиссары и политруки.

Указ вступил в силу

О переменах стало известно из подписанного президентом 30 июля 2018 года указа № 456, в соответствии c которым командир Западного военного округа генерал-полковник Андрей Картаполов назначается начальником новообразованного Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ, то есть «главным комиссаром». Тем же указом Картаполова повысили до заместителя министра обороны Сергея Шойгу, а это косвенно указывает на то, что новый курс вводится под эгидой партии «Единая Россия», поддерживавшей Путина на президентских выборах.

Отличие от советской системы состоит в том, что Конституция и Военная доктрина России не допускают главенствующей роли какой-либо политической партии в вооруженных силах, в то время как Политуправление Красной Армии и Советской Армии подчинялось непосредственно ЦК КПСС.

25 февраля 1991 года Организация Варшавского договора приняла решение о роспуске, и это решение было приведено в исполнение 1 июля того же года, когда были упразднены все политические управления в армиях стран-союзников. Хотя Советский Союз также стоял на грани распада, начальник Главного политического управления генерал-полковник Николай Шляга пытался сохранить существующую структуру и ограничить ее задачи военно-политическими.

Это ему не удалось, поскольку во время попытки государственного переворота, предпринятой Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым именно Политуправление выступало в качестве канала связи и передачи приказов. 24 августа 1991 года генеральный секретарь Михаил Горбачев запретил деятельность политических партий в вооруженных силах, Министерстве внутренних дел и Комитете государственной безопасности (КГБ). 29 августа Верховный совет CCCР (так в оригинале, имеется в виду Верховный совет РСФСР — прим. перев.) приостановил деятельность коммунистической партии как незаконной. 30 августа Горбачев упразднил политические управления в Вооруженных силах, внутренних войсках МВД и в КГБ.

1 сентября 1991 года Министерство обороны издало приказ (№ 418) об упразднении органов Политуправления и роспуске его личного состава. В приказе говорилось, что кадровая система вооруженных сил должна основываться на принципе единоначалия, а также беспартийности, профессиональности и военной образованности личного состава. 26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование, а 30 ноября 1992 года Конституционный суд СССР (так в оригинале, имеется в виду Конституционный суд РФ — прим. перев.) подтвердил признание коммунистической партии незаконной и наложил запрет на ее восстановление в прежнем виде.

Комиссары

Теперь в командовании вновь появятся представители политического управления, однако «без партийной принадлежности». Таких заместителей командиров называют просто заместителями по политической работе, или замполитами, как они назывались и прежде, во время существования советского Политуправления.

Первоначально заместитель командира соединения назывался политическим комиссаром, а заместитель командира подразделения — политическим руководителем (политруком). Ни один приказ командира не мог вступить в силу, пока его не утвердит представитель Политуправления. Ответственность они также несли совместно. Комиссары и политруки должны были иметь звания, соответствующие званиям командиров, к которым они были приставлены.

Именно благодаря комиссарам и политрукам, а также военным советам большевикам удалось поставить себе на службу императорскую армию после захвата государственной власти 8 ноября 1917 года. 6 декабря 1917 года политическое управление было сформировано в армии, а 12 февраля 1918 года — на флоте. Со вступлением в силу Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года большевики избавились от других политических партий.

В главе 2 раздела 1 Конституции 1918 года в соответствии с принципом интернационализма провозглашалась задача «победы социализма во всех странах», при этом вся власть официально передавалась Советам. Конституция предусматривала для Советов всеобъемлющую власть, и даже при отсутствии упоминания в самом тексте документа каких-либо политических партий на практике государство становилось при посредстве Советов частью коммунистической партии.

После этого одной из основных задач Политуправления стала защита советского партийного руководства от возможного переворота со стороны Красной Армии с целью захвата власти. Это предполагало наличие у комиссаров и политруков агитаторских и пропагандистских навыков, а также военно-правовой подготовки, поэтому для них было организовано обучение в военно-политических училищах. В целом знания «Краткого курса истории ВКП(б)» 1938 года было достаточно. Продвижение по карьерной лестнице в Политуправлении осуществлялось легче и быстрее, чем при несении службы в Генштабе.

Численность Красной армии в 1945 году — в конце Второй мировой войны — составляла 13,4 миллионов военнослужащих и 743 тысячи политических офицеров. Представители Политуправления поддерживали в армии дисциплину и обеспечивали поддержку политического курса страны. Они воспитывали патриотизм, поддерживали желание сражаться и следили за лояльностью личного состава. Все маршалы Советского Союза также фактически выступали своего рода политическими офицерами и играли заметную роль в партийных органах.

Офицеры нового российского политуправления будут выполнять те же задачи, что и их предшественники. На это указывают заявления, сделанные 31 июля 2018 года председателем комитета Государственной думы по обороне Владимиром Шамановым информационному агентству ТАСС.

Замполиты

Бывший командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Шаманов подтвердил, что новые замполиты будут вести ту же работу по патриотическому просвещению и воспитанию, что и прежде. Они будут обладать широкой компетенцией и большим спектром полномочий. В их число войдут кадровые военные, солдаты срочной службы, а также служащие по контракту, число которых в последнее время растет.

По данным «Военного баланса» за текущий год (The Military Balance, ежегодный отчет с обзором военного потенциала государств мира, выпускается Международным институтом стратегических исследований — прим. перев.), численность вооруженных сил России составляет 900 тысяч человек, а численность внутренних войск МВД — 554 тысячи человек. Резервистов первой очереди, то есть тех, кто проходил срочную военную службу за последние пять лет, насчитывается два миллиона. Численность офицеров политуправления, создаваемого для всех этих войск, составит несколько тысяч человек.

Шаманов заявил, что сегодня «изменения структуры вооруженных сил, когда стало больше военнослужащих, которые заключают контракт, и меньше по призыву, что, как считалось, и будет священным долгом, предполагают новые подходы к воспитательной работе».

«Это решение назревало все годы новейшей истории российской государственности», — добавил он.

«Будет сформирована структура, которая будет профессионально заниматься воспитательной, патриотической работой. <…> Эта структура будет объединять в себе старые и новые традиции. И, конечно, здесь нужен административный ресурс в виде заместителя министра обороны. <…> То есть, это направление будет равнозначно таким сферам, как штабная работа, боевая подготовка, тыловое и всестороннее обеспечение. По существу это будут старые замполиты, но в новом качестве».