Образовательная пропасть — это больше не громкие слова или спекуляции, это факт, который зафиксирован на ВНО (внешнее независимое оценивание — экзамены для поступления в высшие учебные заведения на Украине, — прим. ред.). Думал, что меня уже сложно чем-то удивить в украинском образовании, но результаты ВНО в этом году поразили.
30% участников тестирования считают, что Украина является федерацией, конфедерацией или союзным государством. Только 16,8% участников знает, что по летописной легенде князь киевский Владимир Святославич в 988 году выбирал новую религию среди христианства, ислама и иудаизма. При том, что другими вариантами ответов были: «индуизм», «буддизм», «даосизм» и «конфуцианство».
65% участников тестирования по украинскому языку и литературе не увидели лексическую ошибку в словосочетании «на наступній неділі» (на следующей неделе — прим. ред.). Лишь 20% школьников смогли правильно определить, что среди слов «позначка, центнер, довiдник, каталог» (отметка, центнер, справочник, каталог — прим. ред.) ударение на второй слог падает именно в слове «довідник».
На вопрос «Авиалинии Антонова осуществляют более 35% перевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов на мировом рынке, является официальным перевозчиком ООН. Что обусловливает высокую конкурентность этой компании?» только 28,3% участников дают правильный ответ «парк уникальных транспортных самолетов украинского производства». 36,3% считают, что это объясняется «мировым лидерством компании по количеству грузовых и пассажирских самолетов», 20,4% видят первопричиной «выгодное расположение базы авиакомпании в столичном регионе»!
Перед нами очередные свидетельства катастрофы украинского образования. Это больше не громкие слова или спекуляции — это факт, который зафиксирован на ВНО. В описанных выше результатах речь идет не о каких-то редких фактах или специфических навыках, а о базовых знания и логике. Что еще нужно, чтобы наконец признать образовательную пропасть, перед которой оказалась страна, и начать действительно радикальные реформы?