Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад после своего драматического возвращения к власти в мае, похоже, не нашел другого способа, чтобы выразить свою зависть благосостоянию Сингапура, которую его предшественники исключили из своей Федерации в 1960-х годах, кроме как начать конфликт со своим маленьким соседом из-за водных ресурсов. Совсем недавно, начали все чаще звучать заявления Махатхира Мохамада о соглашении, подписанном в 1962 году, согласно которому Малайзия обеспечивает потребность своего соседа в воде. В частности, премьер-министр Малайзии назвал это соглашение абсурдным и оскорбительным. Договор предусматривает, что Сингапур может импортировать максимум 250 миллионов галлонов сырой (нефильтрованной) воды из реки Джохор по цене 0,03 малайзийского ринггита (около 50 копеек — прим. ред.) за каждую тысячу галлонов (один галлон равняется около 3,7 литра — прим. ред.). Также в нем четко прописано, что он истекает в 2061 году. Когда Сингапур покинул Малайскую Федерацию в 1965 году, соглашение было зарегистрировано с согласия обеих сторон в ООН и, таким образом, в отношении него стали действовать положения международного права.
Придирчивость Махатхира Мохамада в отношении Сингапура не нова. Ещё до ухода в отставку, находясь у власти, он поднял вопрос о воде и отметил необходимость пересмотреть прежнюю цену, что вызвало кризис в двусторонних отношениях государств в 2000 году. Хотя сингапурцы поспешили устранить причины конфликта путем переговоров, последние были вскоре приостановлены из-за ужесточения позиции малазийской стороны. Сингапурцы заранее знали, что возвращение Махатхира Мохамада к власти означает, что он снова поднимет вопрос вокруг воды после того, как он был отложен в сторону в эпоху бывшего премьер-министра Малайзии Наджиба Разака, который во время пребывания в этой должности стремился укрепить связи своей страны с Сингапуром и создать совместные предприятия во благо двух стран вместо того, чтобы акцентировать внимание на проблемах.
Всем известно, что лидер Малайзии прилагает все усилия, чтобы свести к нулю все, чего добился его предшественник Наджиб Разак, который, как он считает, не заслуживает доверия с точки зрения ответственности за будущее страны. Таким образом, сингапурцы были потрясены не только пересмотром вопроса касательно продажи воды, но и ещё двумя решениями. Первым стала отсрочка малазийским премьер-министром реализации проекта, который должен связать Куала-Лумпур с Сингапуром посредством высокоскоростной железнодорожной магистрали. Проект стоимостью 248 миллиардов долларов, как говорили, был отложен с целью оказать давление на Сингапур, чтобы последний согласился на переговоры по поводу корректировки цен на воду, в то время как Махатхир Мохамад попытался объяснить, что это связано с его планами по обеспечению средств для сокращения государственного долга. Вторым неожиданным шагом стало то, что премьер-министр предложил сингапурцам вернуть и продать некоторое количество приобретенной малайзийской воды после ее обработки, хотя этот вопрос не предусмотрен в соглашении 1962 года и уже давно игнорируется Куала-Лумпуром. Считается, что сегодня этот вопрос поднял Осман Сабиан, глава местного правительства штата Джохор. Он также является членом новой партии Махатхира Мохамада («Объединенная партия коренных народов Малайзии») и вместе с ней одержал победу на последних выборах. По этой причине он поддерживает предложение своего руководителя о внесении поправок в соглашение 1962 года. Он даже заявил, что цена на воду увеличилась в 16 раз, в связи с чем требуемая цена составляет 0,50 цента за тысячу галлонов.
Наблюдатели ожидают, что Сингапур будет придерживаться своей позиции, выступая против политики Махатхира Мохамада, что подкреплено положениями международного права. «Возвращение к вопросу об изменении цен на воду, приобретённую в Малайзии, является проверкой степени нашей независимости и свободы в принятии решений», — отметил Вивиан Балакришнан, министр иностранных дел Сингапура. Наблюдатели также ожидают, что Сингапур защитит себя, найдя альтернативы и добившись полного самообеспечения к 2060 году. В связи с чем нужно учесть, что это одна из передовых стран в области опреснения и технологий очистки воды. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции государства в очистку и рециркуляцию воды, а также большие расходы на исследования в данной области, которые с 2002 года составили больше 400 миллионов долларов.
По данным доклада газеты Asia Times, публикуемой в Гонконге, население Сингапура, численность которого составляет 5,7 миллиона человек, использует около 430 миллионов галлонов воды в день. Этот объём обеспечивают четыре источника. Первый — это дождевая вода, которая собрана в огромных водохранилищах, расположенных в разных частях страны. Второй — это переработанная вода, импортируемая из Малайзии. Третьим источником являются сточные воды, которые очищаются с использованием высокоточных технологий, благодаря чему Сингапур стал мировым лидером в этой области. Наконец, четвёртый источник — это опресненная морская вода. Если первые два источника не являются дорогостоящими, поскольку обработка такой воды требует небольшого объёма электроэнергии, то третий и четвертый источники потребляют большое ее количество и, следовательно, требуют в два раза больших затрат.
В том же докладе сообщается, что среди мер, принятых правительством Сингапура для защиты страны от нехватки воды или любых недружественных мер, которые Махатхир Мохамад может предпринять под лозунгом «защиты национальных прав» или «избавления от наследия Наджиба Разака», является 30-процентное повышение цен на потребляемую воду, которое произойдёт в два этапа. Этот шаг впервые за десятилетия привел к снижению ежедневного потребления воды домашними хозяйствами с 148 до 143 литров на душу населения.