Пересмотренная сделка между Соединенными Штатами и Мексикой представляет собой политическую игру, объектами которой являются профсоюзы и сторонники Демократической партии.
Президенты Америки и Мексики объявили в понедельник о заключении нового соглашения, которое, по словам Дональда Трампа, «значительно лучше» Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement — NAFTA). Мы воздержимся от его оценки до того момента, когда получим в печатном виде окончательный его вариант, но, на первый взгляд, речь идет о половине соглашения НАФТА, в котором имеются некоторые улучшения. Вместе с тем оно во многих отношениях заметно хуже. Пока нет никакой уверенности в том, что оно сможет пройти через Конгресс.
Финансовые рынки показали в понедельник скромный рост на разговорах о прогрессе в области торговли. По крайней мере, в настоящий момент и, по крайней мере, в отношении Мексики г-н Трамп отложил в сторону свои угрозы по поводу одностороннего выхода из НАФТА. Мы не уверены в том, что у него имеются юридические основания для выхода, и было бы колоссальным экономическим ударом по всей Северной Америке, если бы он сделал это, — а также ударом по перспективе его переизбрания. Однако в случае с г-ном Трампом нанесение ущерба себе самому не является эффективным сдерживающим средством.
Хорошая новость по поводу новой сделки состоит в расширении защиты данных для биологических лекарств с пяти до десяти лет. Запрещено применение дискриминационных мер в отношении генетически модифицированных растений, а также обеспечена защита фермерских производителей сыра против злоупотреблений со стороны регуляторов. Эти, а также другие детали способствуют модернизации соглашения, которое существует почти 25 лет.
Кроме того, Соединенные Штаты, похоже, отступили от своих требований относительно пятилетнего «заката», то есть, периода завершения действия договора, который первоначально представлял собой запасной ход для сдерживания трансграничных инвестиций. Обе стороны согласились вместо этого заключить соглашение еще на 16 лет, если все будут довольны, или, возможно, будут пересмотрены те области, которые стали проблемными. Это привносит больше политической неопределенности для инвесторов, чем при нынешнем соглашении, однако подобный вариант может оказаться приемлемым.
Тем не менее у новой сделки есть много проблем, не в последнюю очередь это связано с тем, что из нее исключена Канада. Представитель Соединенных Штатов по торговле Роберт Лайтизер (Robert Lighthizer) использовал желание мексиканского президента Энрике Пенья Ньето (Enrique Peña Nieto) подписать сделку до того, как он покинет свой пост, и сделано это было для оказания давления на переговорах с Канадой. Г-н Трамп в понедельник заявил о том, что Канада должна либо присоединиться к сделке, либо он введет 25-процентный тариф на произведенные в Канаде автомобили.
Еще одна большая проблема состоит в том, что заключенная двусторонняя сделка лишает существующей в настоящее время защиты большинство американских инвесторов в Мексике. Инвесторы в области нефти и газа, телекоммуникаций и производства электроэнергии сохранят то, что они сегодня имеют. Тогда как остальные будут защищены только от физической экспроприации.
Однако все страны, кроме Венесуэлы, достаточно умны, и они не направляют полицию для того, чтобы оккупировать завод или гостиницу. Они используют регуляторов для того, чтобы создать более благоприятные условия для местных игроков. Хотите верьте, хотите нет, но вот в чем состояло требование Трампа и Лайтизера: если американские компании более уязвимы для иностранных злоупотреблений, то тогда генеральные директора будут держать свои деньги дома. Это полная ерунда с экономической точки зрения, поскольку американские рабочие процветают, когда процветают их компании — за границей и дома. Зачем делать так, чтобы американским фирмам было сложнее удовлетворять запросы потребителей за границей?
Новая сделка порождает дополнительную бюрократию и увеличивает затраты в области автомобильной промышленности, а делается это для того, чтобы наказать импорт. Согласно заключенной сделке, продавать автомобили в Северной Америке без тарифов можно лишь в том случае, если 75% их комплектующих произведены здесь, и это увеличение с 62,5%. Кроме того, более 60% деталей должны быть изготовлены рабочими, получающими 16 долларов в час.
Речь идет о политически управляемой торговле, а ее экономическая логика противоречит внутренней дерегуляционной повестке г-на Трампа. Компании Ford и GM, похоже, смирились с подобным вмешательством в их систему управления, однако автопроизводители, имеющие заводы и Теннесси, Алабаме, а также в других склонных к поддержке Республиканской партии штатах, могут пострадать, если будут импортировать более 25% производимых ими комплектующих.
Этот автомобильный гамбит является частью стратегии Трампа и Лайтизера, направленной на разрыв глобальных цепочек поставок, и, кроме того, речь идет о политической стратегии, направленной на то, чтобы провести эту сделку через Конгресс. Это также объясняет столь далеко идущие положения сделки в области трудовых отношений, которые направлены на то, чтобы распространить на Мексику трудовое законодательство американского стиля. Детали заключенной сделки по-прежнему неясны, однако г-н Лайтизер сказал в понедельник, что эти правила будут «распространяться» на Мексику как составная часть нового соглашения.
Кроме того, г-н Лайтизер по время переговоров пытается без лишнего шума добиться расположения демократа из штата Огайо Шеррода Брауна (Sherrod Brown) и сторонника протекционистских мер Лори Уоллаха (Lori Wallach) из некоммерческой организации Public Citizen. Он настаивает на том, что оказание помощи Американской федерации труда / Конгрессу производственных профсоюзов (AFL-CIO) в объединении большего количества мексиканской промышленности будет способствовать тому, что демократы поддержат новое соглашение НАФТА. Успехов им в этом деле. Ни одна торговая сделка за последние несколько десятилетий не прошла через Конгресс без преобладающего голосования представителей Республиканской партии. Демократические лидеры в Конгрессе выступали против всех сделок такого рода.
Однако, устроив столь долгое ожидание при подготовке новой сделки, г-н Лайтизер, возможно, сделал себя заложником демократов. По закону о продвижении торговли не хватит времени для проведения голосования по пересмотренной сделке в ходе работы данного состава Конгресса. Ее будет рассматривать следующий Конгресс, руководить которым будут Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) и Чак Шумер (Chuck Schumer). Намерены ли они, на самом деле, поддержать новую сделку Дональда Трампа? Президенту потребуются их голоса, потому что сложно будет договориться со сторонниками свободной торговли из числа республиканцев, а также с представителями американского бизнеса.
Объявленная в понедельник сделка имеет движущиеся части, и есть еще время для улучшений до того момента, когда она будет подписана и направлена в Конгресс. Мы рады видеть, что г-н Трамп отказался от самоубийственного выхода из НАФТА, однако доступные на сегодня данные позволяют говорить о том, что его новая сделка еще хуже.