Мать-цыганка прижимает к груди свою маленькую дочь, рассказывая о том, как на них напали и разрушили дом ее семьи в поселке в Тернопольской области на западе Украины.
«На нас напали люди в масках, — рассказывает 42-летняя Ирина, которой пришлось бежать с двумя детьми на руках. — У нас дома были документы, деньги, которые мы копили, но все сгорело».
Их приютила другая семья, живущая рядом с ныне покинутым поселением. «В течение двух недель нас охранял полицейский, но здесь мы не чувствуем себя в безопасности. Мы остались, потому что хотим справедливости».
При этом полицию обвиняют в неспособности защитить цыган от растущего числа этнически мотивированных нападений представителей крайне правых групп. За последние несколько месяцев произошло как минимум восемь жестоких инцидентов. Два человека были убиты, плюс были раненые.
Начало волны насилия ознаменовалось поджогом 21 апреля членами неонацистской группировки «С14» поселка на территории заповедника Лысая гора в Киеве, совершенным примерно 30 членами этой группировки. Полиция, прибывшая на место происшествия, якобы не смогла защитить семьи и вместо этого посоветовала им покинуть Киев.
Далее последовали аналогичные нападения. В начале июля в Закарпатской области была убита цыганка. Менее чем за три месяца это был восьмой насильственный инцидент в отношении цыган. Виновные пока не установлены.
В прошлом месяце, когда люди в масках совершили налет на цыганскую общину в пригороде Львова. Погиб 20-летний мужчина, остальные были ранены — в их числе 10-летний мальчик.
Давид Попп, который зарабатывал на жизнь сбором пластиковых бутылок и металлолома, был поражен в голову и грудь.
Арестованы были восемь человек, которые, как утверждается, с ножами и цепями атаковали поселение, нападая на жилища. Но полицию критиковали за то, что она делает недостаточно.
«Неспособность национальной полиции адекватно отреагировать по меньшей мере на восемь инцидентов с применением насилия… и притеснения с участием государственных должностных лиц способствует формированию культуры безнаказанности», — говорит Нил Кларк из «Минорити Райтс Груп Интернейшнал».
После майского нападения в Тернополь 43-летний цыган Андрей, чей дом находится на окраине города, приютил некоторых из тех, кто лишился своих жилищ.
«Я прожил здесь десять лет и не знаю, что рома сделали этим националистам. Я не знаю, почему они напали на нас, и понятия не имею, что будет дальше», — говорит он.
23-летняя Регина, которая после бегства из поселения остановилась у Андрея, считает, что ответственность за разжигание напряженности несут русские. «Может быть, за этим стоят русские, пытающиеся дестабилизировать Украину. После этого нападения мы очень боимся. Если мы слышим лай собаки, то бежим смотреть, кто это. Раньше я всегда ходила в магазин в десять вечера, но теперь не выхожу из дома позже шести часов».