Киев, воодушевленный получением противотанковых комплексов Javelin, всерьез настроен на положительную динамику сотрудничества с Соединенными Штатами в сфере обороны. Так, посол Украины в США Валерий Чалый в эфире «Радио НВ» рассказал о подаче запроса на закупку систем противовоздушной обороны. «Наши потребности следующего периода, на мой взгляд, — это морское пространство, военно-воздушное пространство. Это то, без чего мы просто не сможем обеспечить оборону страны», — сказал дипломат.
Этот вопрос, исходя из слов посла, возник не вчера, а намного раньше — еще во время встречи президентов Петра Порошенко и Дональда Трампа в Брюсселе и, ко всему, поднимался в ходе общения с советником президента США по вопросам нацбезопасности Джоном Болтоном. Название американской системы ПРО, интересующей Украину, Чалый не сообщил, но назвал стоимость одной единицы — $750 млн, а также количество — по меньшей мере три комплекса.
Но прежде чем «разобрать» полученную информацию по полочкам, нужно отметить такой нюанс. На следующий день после своего заявления Чалый дал еще одно интервью — «Радио Свобода», в котором неожиданно заявил, что СМИ неправильно интерпретировали его слова о стоимости и количестве ПРО. «Действительно, то, что мы постоянно ведем эту работу — это правда. Но говорить, что есть конкретный запрос и на сколько (систем ПВО, — „ДС") — во-первых, это закрытая информация, но работа ведется и она будет продолжаться», — сказал Чалый, подчеркнув, что озвученная им стоимость системы — «приблизительная». Так что, выходит, $750 млн и три единицы — взяты с потолка? Отнюдь. В данном случае нужно понимать, что такие приемы характерны для дипломатии, в том числе для украинской, когда допускается утечка с последующим возложением ответственности за подачу информации на СМИ. Зачем? Затем, что это метод воздействия, в данном случае, как на Москву, так и на Вашингтон. С Россией — понятно. А что касается США, то таким образом осуществляется своеобразный лоббизм с целью продемонстрировать, что такие переговоры ведутся. Кстати, Чалый в опровержении это фактически подтвердил. Посыл следующий: «Мы сказали это вслух. Все, и Россия прежде всего, услышали. Давайте переходить к делу». Так что, по сути, опровержение оказалось подтверждением намерений.
Следовательно, отталкиваясь от озвученных ранее послом цифр, можно постараться понять, на какие же именно системы нацелилась Украина. А их у США несколько для обеспечения обороны на трех уровнях: Первый — Aegis, которая должна сбить баллистическую ракету еще в космосе; если она не справляется, в дело вступает THAAD, а за ней следует уже Patriot PAC-3.
Aegis Ballistic Missile Defense System
Данная система получила название из греческих мифов — именно так, «Эгидой», назывался щит Зевса. Система базируется на кораблях. Работы над ней начались еще в 1969 г. Первым кораблем, ею оснащенным, стал ракетный крейсер типа «Тикондерога» в 1983 г. В дальнейшем ПРО пережила ряд модификаций. Современная Aegis оснащена кинетическими, то есть не оснащенными зарядом взрывчатки, ракетами класса «Стандарт» — SM-3. Их задача — сбивать (таранить) баллистические ракеты малого и среднего радиуса действия на заатмосферных высотах (до 300 км). Кроме того, система способна отслеживать и поражать цели на суше, воде, под водой и в воздухе.
В конструкцию входят РЛС кругового обзора AN/SPY-1, а также установка вертикального пуска Mk-41. Система очень мобильная, потому как устанавливается на кораблях. Хотя есть и сухопутная версия Aegis Ashore. Мобильность системы, точнее, наличие уже готовых платформ, в принципе является одной из причин ее относительно невысокой стоимости в сравнении с другими вышеуказанными системами. Один такой комплекс стоит примерно $170-172 млн, если проводить расчеты, основываясь на решении Госдепа конца июня продать пять таких Испании. Сумму сделки оценили в $860 млн.
Aegis, помимо США, состоит на вооружении в Румынии, Японии, а также в 2020 г. появится и в Польше. И это очень и очень тревожит Россию на фоне ставших уже регулярными перехватов российской авиации британскими Typhoon, базирующимися в Румынии в рамках программы ротации НАТО. Причем заявления из Кремля о том, что данная система ПРО «провоцирует новую гонку вооружений», звучат не первый год. Еще в 2012-м тогдашний вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин возмущался тем, что американские корабли с Aegis могут «неожиданно» вынырнуть у берегов РФ, и угрожал, что вслед за этим последует «обостренная реакция» России. Очевидно, что если такие системы появятся и в Украине, учитывая актуальность проблемы с превращением Москвой Азовского моря в собственное озеро, то реакция Кремля будет более бурной. Однако вряд ли Чалый в своем интервью говорил о «щите Зевса», и причина тому в стоимости комплекса — $170, а не $750млн. Во-вторых, нет кораблей, которые можно было ею оснастить.
Terminal High Altitude Area Defense
THAAD моложе Aegis. Его разработка компанией Lockheed Martin началась в 1992 г. Производство началось в 2004-м, а первая сделка по продаже состоялась в 2006-м. Первая батарея из 24 ракет THAAD была развернута на Гавайях в 2008 г. в ответ на успехи КНДР в развитии ракетной программы. Кроме того, они имеются на базе ВВС США «Андерсен» на острове Гуам. Этими системами располагают также ОАЭ, Южная Корея и Япония (что заставляет нервничать Китай). В октябре 2017 г. еще и Саудовская Аравия заключила сделку общей суммой $15 млрд на покупку 44 пусковых установок, 360 ракет, 16 пунктов управления и семи радаров.
Пусковая установка THAAD с восемью ракетами устанавливается на колесный тягач Oshkosh M1120 LHS. В комплекс входят радар, центр управления и четыре машины-пусковые установки. THAAD также дотягивается до заатмосферья, но не так хорошо, как Aegis, — до 200 км.
В общем, эта продвинутая и современная система очень мощная, и переживания как Китая, так и КНДР и России далеко не беспочвенны. Появись THAAD где-нибудь у Мариуполя, Москва распереживалась бы еще больше. Но, как и в случае с Aegis, вряд ли. И ответ на вопрос «почему?» дает цена такой системы — один комплекс обошелся бы примерно в $2,3 млрд без РЛС. За нее отдельно нужно выложить почти $600 млн.
Patriot PAC-3
Еще один известный представитель семейства американских систем ПРО. Его (а точнее, прародителя MIM-104) создание началось в 1963 г. На вооружение в США принят в 1982 г. С тех пор ЗРК пережил не только испытание войнами в Персидском заливе и Ираке, но и не одну модернизацию, сопровождавшуюся улучшением технических характеристик ракет, радаров, программного обеспечения и т. д. Сейчас Соединенные Штаты эксплуатируют и поставляют за рубеж Patriot PAC-3.
Этот ЗРК способен поразить баллистическую цель на высоте 15-20 км. Одна зенитная батарея Patriot включает в себя четыре пусковые установки с четырьмя противоракетами на каждой. В дивизион входят шесть огневых и одна штабная батарея.
Комплексы пользуются популярностью за рубежом. Эти ЗРК состоят на вооружении в Германии, Греции, Иордании, Испании, Катаре, Кувейте, Нидерландах, Японии. На очереди опять-таки Польша, заключившая 28 марта 2018 г. сделку с Вашингтоном на покупку 16 пусковых установок, четырех РЛС и 208 ракет, а также Румыния — семь ПУ, радары и т. д. Также хочет прикупить «Патриоты» и Швеция. В мае этого года сообщалось о намерении еще одной страны, встревоженной поведением РФ, прикупить четыре ПУ.
И вот как раз компанию Швеции, Польше и Румынии может составить Украина. Дело в том, что стоимость батареи — около $1 млрд. Это не $750 млн, озвученные Валерием Чалым. Но все же сумма намного ближе, чем в случае с покупкой Aegis или тем более THAAD. Вполне возможно, что в Киеве надеются на серьезную скидку и, что еще вероятнее, рассчитывают, что закупка состоится за счет американцев, то есть Вашингтон выделит на это средства из оборонного бюджета. В таком случае Штатам, конечно, было бы выгодно оформить 25%-ную скидочку.
В подтверждение тому, что Украина нацелена на приобретение именно Patriot, приведем заявление министра обороны Украины Степана Полторака, который 20 июня этого года выразил надежду, что средства, вырученные от борьбы с контрабандой, инициированной премьером Владимиром Гройсманом, можно будет потратить на покупку этих ЗРК, чтобы «полностью закрыть границу с Россией». Если к продаже Украине Patriot на самом деле серьезно относятся в Белом доме, то велики шансы, что надежды министра сбудутся.