Сегодня отношения между Москвой и Вашингтоном весьма бурные. Не далее, как на прошлой неделе вступили в силу новые американские санкции. За ними последовали мрачные российские предостережения о возможности конфликта между сверхдержавами в Сирии.
Даже заявления ДональдаТрампа о том, что он хочет улучшить отношения с Россией, не смогли перекинуть мостик через конфликт интересов, разделяющий две сверхдержавы.
Но так было не всегда. В 1990-е годы отношения между двумя странами, бывшими во времена холодной войны врагами, были спокойными, как никогда. Президентов тогда звали Билл Клинтон и Борис Ельцин. Их помнят, в том числе, и благодаря тому удивительно товарищескому тону во время большинства совместных встреч с прессой.
Это означало и остроты, и похлопывания по плечу, и приступы смеха — так, что одна американская газета назвала эти встречи «шоу Бориса и Билла».
И это не была только игра на публику. В этом можно убедиться, если прочитать некоторые из тысяч архивных документов из официального архива Билла Клинтона, которые только что стали достоянием гласности.
Документы включают в себя многие телефонные разговоры и информацию о встречах, которые до сих пор были рассекречены и которые проливают свет на эпохальные конфликты. А если вчитаться в кипу документов более основательно, то поймешь, что беседы свидетельствуют и о зарождающейся напряженности, которая позднее разгорится с полной силой.
Вот пять примечательных моментов в беседах двух президентов:
1. Когда Ельцин ревел, как медведь
Одним из важнейших плодов хороших отношений между Клинтоном и Ельциным стала серия далеко идущих договоров о ядерном разоружении. Обоим президентам пришлось натолкнуться на сопротивление договорам у себя на родине. Но политическое сопротивление ничего не значило по сравнению с медведем, с которым Ельцин однажды оказался лицом к лицу, поведал он Клинтону во время встрече в Бирмингеме в 1998 году. Если верить записи разговора, он проиллюстрировал это медвежьим ревом.
2. Мужские разговоры поднимали настроение
Билл Клинтон, со своей стороны, любил начинать даже серьезные переговоры с дежурных комплиментов в адрес российского президента, который — как и сам Клинтон, — был известен своим жизнелюбием.
Это казалось очевидным. Один американский чиновник, который обрабатывал записи о встречах, пометил себе «громкий смех, которым разразился Борис Ельцин, когда Клинтон полуиронично заявил, что завидует Ельцину, поскольку посмотрел видео, сделанное во время избирательной кампании: на видео Ельцин танцевал с молодыми женщинами.
Легкая, непринужденная атмосфера поднимала настроение перед сложными переговорами, писал американский эксперт по внешней политике Джеймс Голдгейр. Два года спустя Биллу Клинтону пришлось бороться за свою политическую жизнь, потому что он в тот же период солгал о своем романе с практиканткой в Белом доме.
3. Когда Ельцин попросил денег
Особенно в первые годы оба президента называли себя союзниками в исторической борьбе с антидемократическими силами, которые были свергнуты во время распада Советского Союза в 1991 году.
Накануне президентских выборов в России в 1996 году Ельцин предупредил своего американского коллегу о том, что в случае победы на выборах Коммунистическая партия задавит демократические реформы Ельцина. Им даже может прийти в голову «вернуть Крым», пророчески заявил Ельцин, хотя сбылось это пророчество только через двадцать лет, во времена его преемника, Владимира Путина.
Вместе с тем в ходе бесед становилось ясно тогдашнее экономическое соотношение сил. Во время той же предвыборной кампании Ельцин просил Клинтона о займе в 2,5 миллиардах долларов, необходимых пораженной кризисом России. Но Клинтон ему ничего не обещал.
Подобного рода обмен словами заставил, впрочем, российских комментаторов обвинять США во вмешательстве в тогдашние президентские выборы, которые чуть было не выиграл кандидат от коммунистов.
4. Искры от Косово
Тем не менее, в беседах двух президентов много раз пробегали искры — особенно в конце 1990-х годов.
Клинтон, со своей стороны, подчеркивал, что планируемое расширение НАТО за счет бывших стран Организации Варшавского договора не исключает Россию. Москва будет частью архитектуры безопасности в Европе, уверял Клинтон обеспокоенного Ельцина.
Конфликт в Косово в 1999 году стал одним из многих поворотных пунктов. Москва с яростью отреагировала на интервенцию НАТО в Сербии, которую обвиняли в этнических чистках в Косово.
«Сейчас наш народ будет относиться к Америке и НАТО отрицательно», — заявил Ельцин. Он предупредил, что их дружба никогда вновь не станет прежней и положил трубку, холодно сказав «Прощайте».
5. Путин присвоил себе всю славу
Но Клинтон не поскупился на теплые слова, когда больной Ельцин на исходе 1999 года ушел в отставку. Свой пост он передал своему бывшему шефу разведки, Владимиру Путину.
«Он будет продолжать курс Ельцина на демократию и развитие экономики», — сказал Ельцин Клинтону, который, в свою очередь, подчеркнул историческое значение президента.
«Через 20 лет, когда российская экономика будет переживать бум, люди оглянутся назад и скажут, что мы были правы, мы поступали правильно. Только я надеюсь, что должное за это отдадут вам при жизни», — сказал Клинтон.
Этого не случилось. Когда Ельцин умер в 2007 году, люди нового президента Путина уже давно изображали ельцинские времена как чудовищную ошибку и как противопоставление новой России с новым лидером, которые не делится славой с другими.