Утром в субботу, 25 августа, Министерство обороны России выпустило пресс-релиз. Были сделаны взрывоопасные заявления, касающиеся имеющихся разведанных о сирийских повстанческих силах, которые собирались провести газовую атаку против собственного народа в провинции Идлиб — это их последний опорный пункт — в рамках подставной операции, с целью переложить ответственность на сирийское правительство.
К концу дня полудюжины аккаунтов российских посольств выложили обвинения в Твиттер. Также их распространили принадлежащие Кремлю и финансируемые им СМИ. А сотни адептов теории заговора и сторонников президента Сирии Башара Асада выразили им свою поддержку.
Похоже, это был последний пример кампании Москвы по дезинформации. Эту тактику она использовала несколько раз с тех пор, как в 2015 году вмешалась в войну на стороне Асада, до сих пор следуя знакомой формуле.
Министерство обороны сначала заявило, что бойцы оппозиции, обученные британскими «специалистами» из охранной фирмы «Олив Груп» (Olive Group), готовились к возможному нападению, которое должно было быть снято на видео «белыми касками».
В течение следующих нескольких дней обвинения станут более конкретными и диковинными. В них появятся утверждения, что «белые каски» похищают детей для использования в качестве участников предстоящей химической атаки в городе Кафр-Зита.
Но США не проявляют большого интереса к силовым военным действиям против правительства [Башара Асада].
Аналитики, в том числе Чарльз Листер из Института Ближнего Востока и Элиот Хиггинс из британского следственного сайта «Беллингкэт» (Bellingcat), помимо прочего указали, что Москва не предоставила никаких доказательств для подтверждения своих претензий и что «Олив Груп» прекратила свое существование в 2015 году после слияния с группой «Констеллис» (Constellis).
«Когда ваши теории заговора основаны на ярлыках, которым много лет, вы немного подрываете свой авторитет», — написал Листер в Твиттере.
Обвинения вызвали бурное отрицание со стороны представителя Великобритании в ООН Карен Пирс в ходе заседания Совета безопасности по гуманитарной ситуации в Сирии.
«Даже по вопиющим стандартам российской пропаганды это чрезвычайное утверждение, — сказала она во вторник. — Это абсолютная неправда».
По ее словам, заявление было направлено либо на увеличение «количества фейковых новостей в системе, либо используется в качестве дымовой завесы для возможной очередной надвигающейся атаки сирийского режима против собственного народа в Идлибе».
Все шире звучат предположения, что сирийские правительственные войска могут готовиться к химической атаке, чтобы «размягчить» оборону повстанцев в Идлибе и сломить дух местного населения перед серьезным штурмом, который ожидается в ближайшее время.
То же происходило в прошлом году в городе Хан Шейхун в Идлибе, а до этого в 2013 году в удерживаемой повстанцами Восточной Гуте.
В апреле в районе Дума в восточной части Гуты в результате предположительного применения отравляющего газа погибли десятки человек. Повстанческие группы в этом районе согласились сдаться на следующий день.
«При том, что характер потенциального ответа США и Европы в случае химической атаки в Идлибе остается неясным, — сказал исследователь «Беллингкэт» Нур Нахас, — понятно, что Россия и ее союзники намерены сбить с толку медиасферу в том случае, если Асад снова использует химическое оружие во время будущего наступления в Идлибе».