На этой неделе Китай принимает у себя лидеров стран Африки на саммите в Пекине. Последняя встреча такого рода прошла в декабре 2015 года в Йоханнесбурге (Южная Африка), где президент Китая Си Цзиньпин объявил о намерении выделить 60 миллиардов долларов на финансирование инфраструктурных проектов в Африке.
На нынешнем форуме китайско-африканского сотрудничества непременно прозвучат сенсационные заявления о новых миллиардных вливаниях китайских средств в строительство инфраструктурных объектов по всему континенту. Однако условия, на которых выдаются эти гигантские кредиты, могут подразумевать завышенные требования и отсутствие прозрачности.
Возможно, нам и хотелось бы думать, что Америки это никак не касается. Но пока Пекин все дальше и дальше заманивает африканские страны в тщательно подготовленную им долговую ловушку, Соединенным Штатам может дорого обойтись сокращение сотрудничества в области борьбы с терроризмом и создания рабочих мест.
Китайские кредиты стали своего рода метамфетаминами для финансирования инфраструктуры: невероятно притягательные, легкодоступные и с долгосрочными негативными последствиями, которые в значительной степени перевешивают любой временный подъем. Это особенно справедливо в отношении стран Африки к югу от Сахары, где Китай стал крупнейшим предоставителем двусторонних кредитов. Сорок процентов стран Африки южнее Сахары уже сейчас подвержены высокому риску долгового бремени; ситуация, при которой столь большое число кредитов сосредоточено в руках одного кредитора, ставит их в опасную зависимость от поставщика.
Почему это важно? Потому что как в Африке, так и в других странах правительства обеспечивают себе крупные кредиты Пекина, используя в качестве залога стратегические активы, такие как нефть, полезные ископаемые и земельные права. Если страны-заемщики окажутся не в состоянии погасить кредит, Китай может претендовать на соответствующий стратегический актив. Совсем недавно это на собственной шкуре испытала Шри-Ланка: ей пришлось передать Китаю контроль над портом Хамбантота, тем самым предоставив своему кредитору стратегический плацдарм на оживленном торговом пути. По словам профессора Брахмы Челлани (Brahma Chellaney) из Центра политических исследований в Нью-Дели, «целый ряд других стран: начиная с Аргентины и заканчивая Намибией и Лаосом — попадаются на удочку китайских кредиторов, которые вынуждают их делать мучительный выбор, чтобы предотвратить дефолт».
В более широком смысле неустойчивые уровни задолженности могут дестабилизировать африканские государства, что также ставит под угрозу интересы безопасности США. Правительства с высоким уровнем задолженности могут попасть в порочный круг кредитного понижения, безрассудной экономической политики и сокращения расходов на социальное обеспечение. В условиях экономической стагнации быстрорастущее и молодое население Африки оказывается лишено многих возможностей для своего развития. А опасная смесь экономической безнадежности и политического разочарования может подтолкнуть недовольную молодежь к насильственному экстремизму. Это может угрожать американцам за рубежом и, кто знает, даже внутри страны.
Наконец, долговая дипломатия Китая сокращает число бизнес-возможностей для американских компаний. Дешевые инфраструктурные кредиты Пекина выдаются не только при условии вовлечения китайских компаний — они также устанавливают технические требования для таких проектов, как высокоскоростные железные дороги и беспроводные сети, тем самым благоприятствуя китайским фирмам. Суммарный эффект этих усилий «сместит Соединенные Штаты с их нынешних позиций в мировой экономике, тогда как Китай окажется ближе к центру», говорит Джонатан Хиллман (Jonathan Hillman), сотрудник Центра международных и стратегических исследований. Уже сегодня Китай ежегодно получает 180 миллиардов долларов от своих инвестиций в Африку; если его долговой дипломатии не будет оказано противодействие, вполне вероятно, что еще больше доходов и рабочих мест потекут в Китай, а не в США.
Правда такого исхода можно избежать. У Америки есть много неплохих вариантов, но ей необходимо решительно активизировать свою игру и поддержать альтернативы агрессивным финансовым инициативам Пекина. Возможно, основательнее всего Соединенные Штаты должны сосредоточиться на ускорении экономического роста в Африке. Помощь африканским государствам в укреплении инвестиционного климата и экономическом управлении поможет им привлекать больше капитала из частного сектора и предоставлять больше точек доступа для американских компаний. Ключевым компонентом является содействие усилиям африканских стран по повышению прозрачности, с тем чтобы все издержки и выгоды от вариантов финансирования проектов были известны широкой общественности. Хорошим началом было бы полное укомплектование штата американских посольств и предоставление дополнительной технической помощи для оценки кредитных соглашений и инвестиционных контрактов.
Пока что политика правительства Трампа в отношении Африки носит блуждающий характер и определяется скорее крепкими словечками с расовым подтекстом, чем какой-то согласованной стратегией или результатами. Для сравнения, Китай обладает четким видением, которое приносит выгоды в долгосрочной перспективе. В Африке и во всем мире необходимо принимать гораздо больше мер с целью противостоять китайской долговой дипломатии. Если этого не делать, коммерческим интересам и интересам национальной безопасности США будет нанесен серьезный ущерб.