Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Česká pozice (Чехия): Производители продуктов питания страдают от санкций, но еще большая проблема — слабеющий рубль

© flickr.com / Jaroslav A. PolákПродуктовый магазин в Брно, Чехия
Продуктовый магазин в Брно, Чехия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вот уже четыре года действует российское эмбарго на импорт некоторых продуктов питания из Европейского союза. Убытки чешских компаний исчисляются сотнями миллионов крон, пишет Česká pozice. Однако, как выясняется, еще большей проблемой для чешских фирм является ослабление рубля.

Вот уже четыре года действует российское эмбарго на импорт некоторых продуктов питания из Европейского Союза. Чехия постепенно справляется с проблемой ограничений на экспорт в Россию.

Приблизительно 150 миллионов крон. Такой счет выставила за время действия эмбарго на импорт продуктов в Россию компания Madeta из Ческе-Будеевице. Но этот один из крупнейших переработчиков молока в Чехии отнюдь не единственная компания, которая подсчитывает убытки из-за торговых санкций между Россией и Европейским Союзом. Еще большие потери из-за запретов понесли — пусть и косвенно — производители фруктов. Они потеряли сотни миллионов.

До введения санкций Россия была одним из главных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции из Европейского союза. До эмбарго, то есть в 2013 году, экспорт этого рода продукции достигал 12 миллиардов евро, а в 2015 не превышал и 5,6 миллиардов евро.

Четыре года под запретом

Запрет на экспорт продуктов питания и сельхозпродукции (в первую очередь молока, фруктов, овощей и мяса) продлится как минимум до конца будущего года. Это ответ президента России Путина на то, что летом 2014 года Европейский Союз, США и некоторые другие страны запретили из-за оккупации Крыма экспорт и импорт оружия, боеприпасов, а также экспорт некоторых видов оборудования для энергетики в Россию. Хотя чешские компании пострадали от этих мер меньше, чем компании в других странах, они все же понесли немалые убытки.

«Мы справились с отсутствием российского рынка, открыв новые экспортные каналы, а часть продукции нашла сбыт на чешском рынке», — говорит пресс-секретарь компании Madeta Марта Факторова. Но, по ее словам, замену для сбыта определенного сегмента продукции найти так и не удалось. Прежде всего, это касается сыров с плесенью, которые производятся в городе Чески-Крумлов. В неделю компания теряет около 15 тонн сыра «Нива». Экспорт в 20 стран обеспечивает 17 процентов дохода компании Madeta (он достигает пяти миллиардов), а на долю России в общем объеме экспорта молочных продуктов приходилось 18 процентов.

Со сложностями столкнулись и другие компании. Производитель паштетов и детского питания компания Hamé потеряла лишь небольшую часть экспорта, и основную часть российских продаж (до 85 процентов) ей обеспечивает собственный завод в России. Запрет на торговлю продуктами питания очень сказался и на бизнесе переработчиков мяса, а также на автоперевозчиках, чьи грузовики доставляли товар, и на поставщиков фруктов.

По словам председателя Союза поставщиков фруктов ЧР Мартина Людвика эмбарго повлияло на чешских садоводов опосредованно. В первую очередь оно навредило полякам: польские производители ежегодно поставляют более четырех с половиной миллионов тонн яблок — больше всех в Европе (это 12,6 миллионов тонн, а Чехия производит 150 тысяч тонн). Более миллиона тонн польского урожая яблок экспортировалось в Россию. Теперь этот миллион тонн поляки сбывают на европейском рынке, что закономерно и значительно повсеместно снизило цены. «Наверное, точно подсчитать убытки, понесенные нашими садоводами, невозможно, однако, несомненно, это несколько сотен миллионов крон. Брюссель выплатил частичную компенсацию, но в этом году денег не поступало. Вероятно, он махнул на нас, поставщиков фруктов, рукой», — заявил Мартин Людвик.

Согласно обширному докладу чешского аграрного дипломата в Москве Николы Грушковой Россия преподносит собственное эмбарго как меру, имеющую позитивный экономический эффект и повышающую национальную гордость. Однако реальный эффект разнится в зависимости от региона, отрасли и групп 140-миллионного населения России. «После введения эмбарго объем импорта продуктов питания сократился с 43 миллиарда долларов до нынешних 23,32 миллиарда долларов. В первом квартале 2018 года всего 35 процентов продуктов в российских магазинах были импортными, хотя до эмбарго они составляли 44 процента», — говорится, например, в докладе чешского аграрного дипломата.

При этом цены на продукты питания растут. «С 2014 года отмечается снижение потребления продуктов питания, на которые распространяется эмбарго и которые дорожают больше всего. Например, в 2016 году потребление молока и молочных продуктов снизилось по сравнению с 2013 годом на 12 килограммов, а что касается фруктов, то в тот же период их потребление сократилось на два килограмма», — отмечает аграрный дипломат Никола Грушкова.

Потери Чехии невелики

Из-за запретов Чехия пострадала значительно меньше. Согласно докладу аграрного дипломата, в 2014 году чешский аграрный экспорт (прежде всего продукты питания, животные, напитки и табак) достиг максимальных объемов — около трех миллиардов крон. В 2015 году под влиянием запрета на импорт определенных товаров произошел спад до 2,4 миллиардов, а в последующие годы экспорт вновь начал расти. В прошлом году он достиг 2,7 миллиардов крон. В этом году рост продолжается.

Это происходит, в частности, потому, что самой большой проблемой вообще для всех чешских экспортеров было ослабление рубля и введение некоторых налоговых барьеров. Пострадали все чешские экспортеры, и тем не менее некоторым удалось справиться даже с этой проблемой.

Например, ликерный завод Fruko Schulz, который находится в Йиндржихув-Градец, в 2014 году открыл собственное производство игристых напитков для своего российского владельца. В том же году компания экспортировала в Россию два с половиной миллиона бутылок, а через два года — всего 240 тысяч.

Причина — в падении российского рубля и удорожании импортных товаров на местном рынке. «Последним ударом стало то, что с января 2017 года Россия в три раза повысила налог на импорт вина», — заявил глава Fruko Schulz Йозеф Неедлы. Фирма выбрала нестандартное решение и в начале 2017 года перенесла производственные линии и все производство в Санкт-Петербург на площади материнской компании.