Отношения Канады и США, которые еще несколько лет назад были фактически образцом тесного экономического сотрудничества двух независимых стран, неуклонно деградируют. Знаковым этапом в этом процессе стало заявление премьер-министра Канады Джастина Трюдо относительно того, что Канада готова полностью отказаться от членства в NAFTA (Североамериканской соглашении о свободной торговле), масштабном таможенном пространстве, которое вступило в действие в 1994 году, сформировав один из крупнейших на планете свободных рынков, объединявший 478 млн потребителей и 30% мирового ВВП. «Мы скорее покинем зал переговоров, не подписав соглашения, чем подпишем плохой для канадцев договор», — отметил канадский премьер-министр после очередного раунда переговоров о внесении изменений в текст соглашения, инициированных по требованию США. Точнее, по требованию действующего президента США.
Ничего неожиданного в таком заявлении, если подумать, нет. После того, как Дональд Трамп 1 сентября публично заявил, что «нет никакой политической необходимости сохранять канадцев в соглашении» (при том, что соглашение подписано только между тремя странами — США, Канадой и Мексикой), стало понятно, что дела плохи. Впрочем, понятно это было и после последнего саммита G7, по результатам которого Трамп обозвал Трюдо лжецом. Или после телефонного разговора, во время которого Трамп обвинил канадцев в том, что те «сожгли Белый дом» (жгли, на самом деле, британцы во время войны за независимость США, которые только жили на канадской территории, но для Трампа это, конечно, не аргумент).
Но если до сих пор о возможности «NAFTA без Канады» говорил только президент США, то теперь с ней согласился и канадский премьер. После многих раундов безуспешных переговоров шансы на «оживление» соглашения сейчас, кажется, являются минимальными.
С одной стороны, эти торговые споры кажутся нам достаточно далекими и не слишком интересными. Но это не так, поскольку как США, так и Канада являются ключевыми участниками антипутинской коалиции и стратегическими союзниками Украины. Как США, так и Канада поставляют оружие украинской армии и тренируют украинских военных.
Поэтому их лобовой конфликт может привести как минимум к снижению усилий правительств этих стран, направленных на сдерживание России на международной арене. О чем, кстати, уже предупреждал наш посол в Канаде Андрей Шевченко, констатируя, что «обострение отношений между Канадой и Соединенными Штатами или даже торговая война — это угроза для Украины».
В худшем случае, если интенсивность конфликта будет расти — хотя до нового «сожжения Белого дома канадскими войсками», будем надеяться, дело не дойдет — Украина может оказаться в ситуации, когда придется выбирать одного стратегического союзника. При этом, несмотря на хаотичную и непредсказуемую политику сегодняшней вашингтонской администрации, этот выбор будет не то чтобы простым и очевидным.
Конечно, Трамп не вечен, и после завершения его весьма специфического президентства международные связи США и торговые соглашения с давними союзниками будут понемногу возвращаться в норму. Но до 2020 года мы еще вполне можем увидеть и создание альянса стран ЕС и союзников Европы, направленного на противодействие американской тарифной политике, и жесткие политические баталии внутри НАТО, и немало других, ранее невиданных инициатив. А украинскому МИД придется потратить немало сил на ловкое лавирование между недружественно настроенными лагерями внутри западного мира, сотрудничество с которыми является для Украины критически важным. Впрочем, с колоссальным опытом «многовекторной политики» времен Леонида Даниловича такое задание нашим дипломатам, кажется, вполне по плечу.