Две недели назад Вашингтон внезапно отменил визит в Пхеньян государственного секретаря Майка Помпео, а Дональд Трамп раскритиковал Китай за то, что тот «осложняет дела с КНДР». Сегодня же он вновь приветствует обязательство Ким Чен Ына избавить полуостров от ядерного оружия «во время первого срока» президента США (истекает в январе 2021 года), которое северокорейский лидер повторил на встрече с представителем президента Южной Кореи Муна Джэина 5 сентября. «Мы добьемся этого вместе!» — радостно заявил Трамп в адрес главы Северной Кореи.
Такие повороты вызывают скепсис насчет последовательности американской политики по отношению к КНДР. Как бы то ни было, они в первую очередь скрывают за собой изменение расклада после исторического рукопожатия Ким Чен Ына и Дональда Трампа 12 июня в Сингапуре.
Раздражение Китая (он назвал «безответственным» поведение Вашингтона после отмены визита Майка Помпео) и сдержанная реакция Южной Кореи (она не отказалась от запланированного с 18 по 20 сентября визита президента Муна Джэина) говорят о стремлении Пекина и Сеула стать полноправными участниками разыгрывающейся пьесы, ограничив возможности Вашингтона.
Северокорейский ядерный кризис все меньше и меньше представляет собой противостояние КНДР с одной стороны и США с союзниками с другой. Теперь он является отражением противоборства тихоокеанских держав: речь идет о соперничестве Китая и США, Китая и Японии, Южной Кореи и Японии. Оборонные и экономические вопросы (в случае Китая, Японии и Кореи их еще обостряют исторические обиды), в которых не последнюю роль играет и Россия, делают корейское уравнение еще более сложным. Для его решения требуется долгосрочная стратегия и в частности принятие многостороннего регионального соглашения, которое бы пришло на смену установившемуся после холодной войны порядку.
Конфликт с 1950-х годов
Ликвидация ядерного оружия КНДР станет центральной составляющей нового равновесия в Юго-Восточной Азии. Как бы то ни было, не стоит полагать, что этот вопрос может быть быстро урегулирован. Если процесс уничтожения ядерного арсенала действительно будет начат в один прекрасный день, плоды он принесет только через несколько лет. До этого будет необходимо установить «режим мира и стабильности на полуострове», как гласит подписанное в Сингапуре совместное заявление. Однако это будет возможно лишь при условии окончания конфликта, который уходит корнями в 1950-1953 годы и был лишь приостановлен в результате перемирия. При этом с обеих сторон 38-й параллели до сих пор находятся готовые к войне армии.
Встреча Ким Чен Ына и Дональда Трампа была призвана сформировать атмосферу взаимного доверия: дальнейшие переговоры должны были привести к конкретным обязательствам. Только вот время шло, и недомолвки, на которые опиралась разрядка, стали все более очевидными. Возьмем хотя бы фразу «полная денуклеаризация корейского полуострова», которая неизменно повторяется во всех официальных заявлениях.
Развитие китайского арсенала
До саммита в Сингапуре Китай более или менее сотрудничал в усилении санкций ООН против КНДР, которые в принципе никуда не делись. Тем не менее после встречи Кима и Трампа Пекин пошел на активное сближение с Пхеньяном, о чем говорят три встречи лидеров двух стран за этот год. Начальник Главного управления ЦК китайской Компартии Ли Чжаньшу (по сути, третий по значимости человек в партийном аппарате) представлял Си Цзиньпина на мероприятиях по случаю 70-летия КНДР 9 сентября.
Объявленная Дональдом Трампом торговая война вовсе не подталкивает Китай к тому, чтобы занять примирительную позицию в корейском вопросе. Пекину не нужна ядерная КНДР, но он не считает это своим приоритетом. Китай не хочет, чтобы потенциальная дестабилизация соседней страны отразилась на развитии его северо-восточных регионов. По его мнению, корейский кризис может стать катализатором формирования нового геополитического порядка в Северо-Восточной Азии, что в целом ему по душе.
Что касается корейского вопроса, «Китай будет трудно уговорить на сотрудничество с США в обозримом будущем», — считает вашингтонский аналитик Юнь Сунь. Непросто будет вернуться и к тактике «максимального давления» (санкции и военные угрозы), которую также не одобряет Россия.
Кроме того, модернизация китайского флота и ракет меняет соотношение сил в регионе: хотя развитие китайского арсенала и не отменяет превосходства США, оно все же может стать сдерживающим фактором в сценарии гипотетического американского вторжения в Корею. Президент Мун Джэин в свою очередь продолжает усилия для примирения и подписания экономических соглашений с Пхеньяном, чтобы закрепить сближение и огранить риск конфликта, первыми жертвами которого в любом случае стали бы две Кореи.