Небольшое предпринятое сейчас увеличение процентных ставок, направленное на борьбу с угрозой инфляции, уменьшит необходимость предпринимать громоздкие меры в будущем.
В центральном банке России есть как минимум один зрелый человек. Его глава Эльвира Набиуллина удивила большинство экономистов и трейдеров, увеличив ключевую процентную ставку на четверть пункта до 7,5%, сославшись на увеличение вероятности инфляции и смещение баланса рисков в сторону более быстрого роста цен.
Это взвешенный ответ на изменения в окружающей обстановке: падение курса рубля по отношению к доллару привело к росту цен в такой степени, которая оправдывает реакцию центрального банка.
Это очень сильно отличается от тех действий, которые предпринял центральный банк Турции, неожиданно повысив процентную ставку на 625 базисных пункта в отчаянной попытке оздоровить загнивающую лиру и замедлить неудержимо растущую инфляцию. Как я ранее говорил, далеко не точно, что эта мера сработает в одиночку: президент Реджеп Тайип Эрдоган уже обозначил границы своего терпения по поводу постоянного ужесточения экономической политики.
Мера, предпринятая Россией в пятницу, — ровно то, что нужно, чтобы предупредить рост инфляции, которая вызывает сейчас больше беспокойства, чем в начале года.
Рубль восстановился чуть более чем на 1% по отношению к доллару. Но расти он не торопится.
Никакого внезапного прорыва, конечно, не будет — этого и не ждут от подъема на 25 базисных пунктов. Приостановив покупку иностранной валюты до конца года, центральный банк подтверждает, что не собирается собственноручно вешать ярмо себе на шею. Это хорошая новость для стабилизации валюты.
Это сдержанное повышение установит нижний предел стоимости рубля, что станет еще одной твердой опорой в преодолении кризиса развивающихся рынков и противостоянии ужесточающимся санкциям, а также улучшит положение российской валюты в будущем. Едва ли кто-то может сказать то же самое о турецкой лире.