Ежегодный Восточный экономический форум, который провела РФ, начался во вторник во Владивостоке. Президент РФ Владимир Путин прибыл туда, чтобы поприветствовать лидеров Китая, Японии, Монголии и Южной Кореи.
Эта тщательно подготовленная церемония должна помочь ему снять нарастающую напряженность в отношениях с Западом, а также после трудных переговоров в Тегеране с президентами Ирана Хасаном Рухани и Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Да, китайский президент Си Цзиньпин и другие первые лица Азии могут сделать вид, что они никогда не слышали о «деле Скрипаля» и что их слабо интересует новая эскалация в Сирии. Но все же им есть о чем беспокоиться: поведение РФ под давлением санкций Запада. Этот вопрос останется актуальным, даже если Япония откажется принимать в них участие: она показывает, что разрядка возможна, если Москва проявит гибкость в отношении тупиковой проблемы Южных Курильских островов.
Азиатских политиков и инвесторов больше всего интересует состояние экономики. Уверения Путина в том, что у РФ есть новые источники роста, для них так же «убедительны», как и для 50-летних граждан РФ, которые больше всего пострадали от запланированного увеличения пенсионного возраста. Между тем, российский рубль сильно упал в преддверии новых санкций: Кремль уверенно отрицает новые доказательства, представленные премьер-министром Британии Терезой Мей, о запутанной операции российской военной разведки (ГРУ) по отравлению своего бывшего офицера Сергея Скрипаля и его дочери.
Стабильные цены на нефть не могут стабилизировать финансовые рынки РФ: оценки рисков продолжают расти. Даже китайские бизнесмены, у которых, как правило, самое завидное положение на шоу-торгах во Владивостоке, могут только догадываться, кто из их российских собеседников станет следующей мишенью новых санкций. И хотя со стороны политический процесс в Штатах может казаться дезорганизованным, новые карательные меры против России следуют по графику растревоженного Вашингтона.
Одно из конкурентных преимуществ России на мировом рынке — ее космическая программа. Но Путин не смог произвести впечатление на своих гостей работой недавно построенного космодрома «Восточный»: наибольшую известность ему принесли не полеты в космос, а непомерное казнокрадство. Кремлевский лидер потребовал прогресса в разработке новой тяжелой космической ракеты «Ангары». Однако у Центра имени Хруничева, который ведет и продвигает этот проект, крупные финансовые проблемы. Назначения главой госкорпорации Роскосмос Дмитрия Рогозина, бывшего замминистра космической промышленности, куда более известного пафосной риторикой, чем управленческими навыками, только деморализовало отрасль и привнесло еще больше беспорядка. Мнение Рогозина о том, что недавняя утечка воздуха на Международной космической станции вызвана преднамеренным воздействием извне, стало поводом для насмешек.
Однако на практике, эти раздутые отношения не так просты. Пекин вместе с Вашингтоном пытались разрешить кризис в Северной Корее: мнению Москвы в этом вопросе внимания почти не уделялось. И в настоящее время Си Цзиньпин стремится манипулировать этим кризисом, чтобы повлиять на ход торговой войны Китая с США, в которой Россия является наблюдателем: без особой роли. У Путина есть основания ожидать, что эскалация напряженности между Китаем и США увеличит свободу для его маневра. Но его также не устраивает растущая зависимость от решений, принятых в Китае: особенно потому, что политика Си остается для него тайной.
Россия подозрительно и со скепсисом относится к грандиозной домашней игре Си: особенно — программе «Один пояс — один путь», расценивая ее как ползучее наращивание господства Китая в мире. РФ заинтересована в инвестировании в Дальний Восток — на него Пекин имеет мало стратегических планов. А вот Арктика, которую РФ считает регионом ключевого геополитического значения, все больше интересует Китай. Пекин не волнуют планы Путина по строительству газопроводов из еще неразработанных сибирских месторождений; вместо этого Китай инвестировал в проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал. В результате рыночная капитализация Новатэка, владельцы которого — лояльные Путину Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон, возросла: теперь она выше, чем у государственного Газпрома, который тянут вниз непомерные расходы и плохой менеджмент.
Экономический форум во Владивостоке может помочь Кремлю продемонстрировать, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе РФ не изолирована. Но от этого у Путина не появится необходимых рычагов влияния на политические цели, которые формируют куда более динамичные силы этого региона. Россия непривлекательна даже как объект экономической конкуренции. И в тонких дипломатических маневрах вокруг многочисленных региональных конфликтов Москва либо неуместна, либо бесполезна. Ее военную мощь нельзя превратить в полезный политический инструмент: в первую очередь, потому что она уже перенапряжена от Арктики до Сирии — с тлеющей военной зоной в украинском Донбассе посередине. А из-за ухудшения отношений с США, которое в ближайшее время будет нарастать, конфронтация России с Западом будет увеличиваться. И азиатские государства не заинтересованы в том, чтобы прийти России на помощь.