Сеул, Южная Корея — Северная Корея заявила, что закроет в присутствии «международных экспертов» свой важнейший испытательный полигон для ракет, и может даже уничтожить свой главный ядерный комплекс, если на соответствующие шаги согласятся Соединенные Штаты. Об этом в среду на совместной пресс-конференции с Ким Чен Ыном объявил президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин.
Лидеры двух стран сделали это заявление на второй день своего трехдневного саммита. Это уже их третья встреча в текущем году, и направлена она на предотвращение угрозы войны на Корейском полуострове.
Выступая в среду после непродолжительной церемонии подписания документов перед журналистами, Ким и Мун пообещали раз и навсегда установить мир на Корейском полуострове. Впервые они выступили с таким обязательством на своей апрельской встрече.
«Мир увидит, как наша разделенная нация сама строит собственное будущее», — сказал Ким под аплодисменты собравшихся.
Два лидера также договорились о некоторых действиях в невоенной сфере, в том числе, о подаче совместной заявки на проведение летней Олимпиады в 2032 году, а также о налаживании в течение будущего года железнодорожного и автомобильного сообщения между Севером и Югом.
«Началась эпоха без войны, — сказал Мун, ставший первым с 2007 года южнокорейским президентом, посетившим Пхеньян. — Сегодня Север и Юг решили устранить все угрозы, способные вызвать войну на Корейском полуострове».
Мяч на американской стороне
В подписанном в среду соглашении Пхеньян взял на себя обязательство демонтировать полигон для испытания ракетных двигателей Тончхан-ли, а также ядерный научно-исследовательский центр в Йонбене, где может производиться ядерное топливо, если Соединенные Штаты пойдут на «соответствующие меры».
Аналитики говорят, что теперь слово за Вашингтоном.
Прошло более трех месяцев с тех пор, как Ким провел встречу с американским президентом Дональдом Трампом в Сингапуре, и сегодня возникает впечатление, что переговорный процесс между двумя странами зашел в тупик. Однако, как говорят аналитики, предложение Кима может дать новый толчок возобновлению переговоров.
«Сейчас США должны следить за теми шагами северных корейцев, которые свидетельствуют об их искреннем желании и готовности продвигаться вперед. Если Северная Корея действительно хочет закрыть центр в Йонбене и пустить к себе инспекторов… это лишь частичные шаги, но это также и настоящие шаги вперед», — сказал Майкл Фукс (Michael Fuchs), работающий старшим научным сотрудником в Центре американского прогресса (Center for American Progress), а ранее занимавший должность помощника госсекретаря по восточноазиатским и тихоокеанским делам. «Но без ответа остается один самый важный вопрос — что северокорейцы хотят получить за это от США», — добавил Фукс.
Вскоре после того, как прозвучало заявление корейских лидеров, Трамп в Твиттере назвал эти события «замечательными».
Kim Jong Un has agreed to allow Nuclear inspections, subject to final negotiations, and to permanently dismantle a test site and launch pad in the presence of international experts. In the meantime there will be no Rocket or Nuclear testing. Hero remains to continue being……..
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 19 сентября 2018 г.
@realDonaldTrump
Ким Чен Ын дал согласие на ядерные инспекции, которые должны быть оговорены окончательно, а также заявил о готовности демонтировать полигон и стартовую площадку в присутствии международных экспертов. В это время не будет ракетно-ядерных испытаний.
….returned home to the United States. Also, North and South Korea will file a joint bid to host the 2032 Olympics. Very exciting!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 19 сентября 2018 г.
@realDonaldTrump
Останки героев будут возвращены в США. Также Северная и Южная Корея подадут совместную заявку на проведение Олимпиады в 2032 году. Замечательно!
Стоя рядом с Кимом в Пхеньяне, Мун выразил надежду на возобновление переговоров между КНДР и США. «Они неоднократно демонстрировали доверие друг к другу, и я надеюсь, что в ближайшее время между двумя странами состоится очередная встреча в верхах», — сказал он.
«Эпоха без войны»
Накануне переговоров появились предположения, что лидеры двух стран продолжат диалог об официальном прекращении Корейской войны, которая закончилась 65 лет назад перемирием.
Официальный режим мира, который покончит с Корейской войной, должны поддержать США и Китай, также участвовавшие в этом конфликте. Однако, как считают эксперты, ничто не может помешать двум Кореям самостоятельно объявить об окончании войны или подписать двусторонний мирный договор.
Важным элементом переговоров об окончании войны станет вопрос о статусе многотысячной группировки американских войск, размещенных в Южной Корее в рамках корейско-американского альянса. Север давно уже считает американское военное присутствие на Юге прямой угрозой для себя.
Мун и Ким также не исключили возможности проведения четвертой исторической встречи, на сей раз, в столице Южной Кореи. В подписанном соглашении говорится, что Ким постарается отправиться в Сеул «как можно скорее». Так не поступал еще ни один лидер КНДР. Отец Кима Ким Чен Ир согласился приехать с визитом в столицу Южной Кореи, но не сделал этого.
Главы военных ведомств двух стран также подписали соглашение на 17 страницах, где говорится, что Север и Юг «согласились полностью прекратить любые враждебные действия друг против друга во всех сферах, в том числе, на суше, на море и в воздухе, поскольку они являются источником военной напряженности и конфликтов».
Пхеньян и Сеул также пообещали прекратить к 1 ноября проведение военных учений вдоль разделяющей две страны демаркационной линии, а к концу года убрать из демилитаризованной зоны 11 постов охраны.
Были подписаны и другие соглашения, в основном экономические. Они предусматривают усилия «по нормализации работы промышленного комплекса в Кэсоне и туристической зоны в Кымгансане, как только для этого будут созданы условия».
Мун и его главные советники неоднократно заявляли о своем желании регулярно проводить саммиты и встречи, сделав их составной частью межкорейского диалога, поскольку они видят в этом полезный шаг к установлению постоянного мира.
«Председатель Ким и я дважды пересекали демаркационную линию, держась за руки как любовники, — сказал Мун во вторник вечером на банкете, произнося тост. — Тот факт, что лидеры Корей могут встречаться без ограничений по времени и месту, свидетельствует о начале новой эры в межкорейских отношениях».